Пока крымские порты служат исключительно нуждам самого полуострова. Фото Владимира Захарина
Программы развития портов Краснодарского края и Крыма нужно пересмотреть и скоординировать, заявил вчера президент РФ Владимир Путин. Это значит, что крымские порты теперь ждет модернизация, а часть функций краснодарских портов, возможно, будет передана новой республике. Впрочем, о стратегической роли портов Крыма говорить еще рано, считают эксперты. Пока они служат только для связи полуострова с материковой Россией.
О необходимости скорректировать программы развития южных портов Владимир Путин заявил на совещании в Новороссийске. «Существующие и перспективные портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнить друг друга, при этом следует максимально использовать преимущества и сильные стороны каждого порта, каждого логистического комплекса. В этой связи надо посмотреть, какие мощности надо развивать в Крыму, а какие – в Краснодарском крае», – пояснил президент.
Путин указал на необходимость детально просчитать планы модернизации и развития крымских портов с тем, чтобы максимально загрузить их и вписать в транспортную систему России. «Проекты развития транспортной инфраструктуры должны опираться на реалистические прогнозы загрузки портов, учитывать инвестиционные программы частных компаний», – подчеркнул президент. По его словам, частные вложения в портовую инфраструктуру занимают большой объем, и это важно учитывать в деятельности госструктур.
«Конечно, мы приоритетное внимание всегда уделяем интересам Минобороны, но при всем при том мы должны помнить, что основа основ – развитие экономики», – заявил Путин.
То же самое, по его словам, касается и Объединенной судостроительной корпорации: «Надо разобраться, какие мощности нужны, как они будут загружены и кем». «Все вопросы должны решаться оперативно и не заматываться на бесконечных согласованиях», – подчеркнул президент. В то же время сейчас развитие портов юга России, по мнению Путина, сдерживают и ограниченные возможности Краснодарского железнодорожного узла.
При этом грузопоток, проходящий через морские порты России, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, уверенно растет, объявил президент на совещании. По его данным, в прошлом году объем вырос почти на 4%, а за январь–август текущего года увеличился еще на 6,4% и превысил 412 млн т.
Более трети всего грузопотока приходится на порты Азово-Черноморского бассейна. «Они в текущем году развиваются очень динамично. Объем перевалки грузов за восемь месяцев вырос на 10,8% – это без учета портов Крыма и Севастополя», – заявил глава государства.
Возможно, объявленная президентом ревизия портов окончательно решит судьбу и таких спорных проектов, как строительство крупнейшего в России сухогрузного порта в Тамани. Минтранс настаивает на этом строительстве, призывая правительство выделить соответствующие бюджетные средства. Которые, к слову, и правда были запланированы в «Программе развития транспортной системы РФ в 2010–2015 годах». Однако в правительстве, похоже, склонны сэкономить на этом проекте и перенаправить зарезервированные для Тамани бюджетные средства на инфраструктуру в Крым – прежде всего на Керченскую переправу. Пока строительство на Тамани идет без привлечения бюджетных средств. Об этом вчера доложили Путину на совещании. Так что вопрос, выделят ли бюджетные средства в будущем, остается открытым.
Сейчас кажется, что тема развития Азово-Черноморского бассейна не особенно привлекает и интересует бизнес. Ни предложений, ни инициатив, ни какой-либо однозначной позиции по этим вопросам не слышно.
Аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко объясняет это тем, что инвесторы заняли выжидательную позицию. «Сейчас потенциальных инвесторов останавливает неопределенность. Во-первых, на международной арене присоединение Крыма пока не урегулировано, а во-вторых, не определены действия правительства по развитию этих регионов и инфраструктуры», – пояснил он.
В то же время эксперт считает, что идея развивать порты в Крыму небессмысленна. Правда, только в том случае, если там построят мост через Керченский пролив. Тогда с большей выгодой можно будет поставлять на основную территорию РФ товары, принятые в портах Крыма.
Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева подтверждает ту же мысль. По ее словам, роль большинства портов Крыма сейчас далека от стратегической, потому что не налажено сухопутное сообщение полуострова с остальной Россией. Однако этот ресурс можно выгодно использовать именно во внутренней торговле. «Регион необходимо интегрировать в экономику, делать доступным для бизнеса, и, пока нет сухопутного сообщения, вся нагрузка ложится на порты, – говорит Кокорева. – Интерес со стороны бизнеса был низкий, потому что нужды осуществлять морские грузовые перевозки внутри страны не было. Сейчас он должен повыситься, ведь для бизнеса открыт новый регион, новый рынок сбыта, и крупные поставки товара туда невозможны без портов».
«Если говорить о долгосрочной перспективе, то, учитывая возможные крупные запасы нефти и газа в акватории Черного моря, сопоставимые, по данным некоторых экспертов, с запасами Северного моря, крымские порты могут стать важной частью инфраструктуры, которая будет задействована при разработке этих месторождений», – полагает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. Впрочем, по мнению эксперта, сейчас говорить о таком развитии событий еще преждевременно.