В российском правительстве утвердили проект бюджета без согласования роста тарифов на 2015 год. Фото Льва Исраеляна
Правительство Дмитрия Медведева утвердило вчера экономический прогноз и проект федерального бюджета на 2015 год. Министры уверены, что в следующем году нас ожидает экономическое ускорение, высокие нефтяные цены и сокращение вдвое оттока капитала. Но даже при таких оптимистичных предположениях наш бюджет запланирован с дефицитом в 430 млрд руб., или в 0,6% ВВП. Многие аналитики критикуют слишком оптимистичный макроэкономический прогноз правительства. Впрочем, бюджетный дефицит 2015 года может быть ликвидирован за счет будущей девальвации рубля.
Вчера правительство одобрило социально-экономический прогноз на 2015–2017 годы, на основании которого и был утвержден проект федерального бюджета на ближайшие три года. Глава Минэкономразвития (МЭР) Алексей Улюкаев на заседании правительства признался, что «прогноз социально-экономического развития на 2015–2017 годы разрабатывался в беспрецедентно сложных макроэкономических и геополитических обстоятельствах, которые связаны и с санкционным режимом, и с замедлением спроса на многие товары нашего экспорта, с высоким уровнем издержек, с высоким уровнем оттока капитала, который во многом также был спровоцирован ухудшением геополитической обстановки».
Между тем утвержденнный министрами прогноз основан на довольно оптимистичных предположениях о будущем российской экономики. Так, правительственный прогноз предполагает, что действие введенных санкций закончится в следующем году, а «новые санкционные режимы не вводятся». Возможно, поэтому правительство рассчитывает на значительное ускорение экономики в 2015 году. Если в 2014 году МЭР ожидает рост ВВП в 0,5%, то в следующем году экономика должна ускориться до 1,2%. А к 2017 году темпы роста ВВП увеличатся до 3%, прогнозируют в ведомстве. «Мы ожидаем увеличения инвестиционного роста: для 2015 года это прежде всего государственные капиталовложения, а также капиталовложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие. Мы учли и строительство крупномасштабного газопровода «Сила Сибири», некоторые другие проекты, в том числе и те, которые будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния, такие как реконструкция БАМа и Транссиба, Центральной кольцевой автодороги и т.д.», – рассказал на заседании правительства Алексей Улюкаев.
Между тем иностранные эксперты считают, что антироссийские санкции будут действовать в 2015 году и никакого экономического ускорения в России не будет (см. «НГ» от 16.09.14). Санкционный режим сохранится длительный период времени, затрагивая 2015 год – цитирует «Прайм» аналитический обзор международного рейтингового агентства Standard&Poor’s.
Оптимистичный бюджетный прогноз правительства нравится далеко не всем. В худшем варианте страну ждет отрицательный рост ВВП в следующем году, в лучшем – стагнация экономики. В частности, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вчера ухудшил прогноз по динамике ВВП России в 2015 году – теперь организация ждет снижения ВВП на 0,2% вместо ожидавшегося ранее роста на 0,6%. Прогноз ЕБРР значительно пессимистичней ожиданий МЭР, предполагающих рост на 1,2%. В текущем году банк в отличие от министерства также не ожидает роста российской экономики. «Поскольку позитивная динамика первого полугодия будет перечеркнута санкциями Запада против российских компаний и банков», – говорится в пресс-релизе ЕБРР.
О том, что Россию ждут застойные годы, недавно предупреждал и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Выступая на конференции Американской торговой палаты, Кудрин сообщил, что динамика российского ВВП в ближайшие два-три года будет близкой к нулевой отметке. Это в лучшем случае. В худшем – возможен и спад. «В силу недостатка инвестиций», – пояснил Кудрин. Такие перспективы экономического роста, точнее его отсутствия могут стать для Минфина главным стимулом сэкономить на многих статьях бюджета (подробнее см. "НГ" от 17.09.14)
Эксперты, опрошенные «НГ», также сомневаются в значительном ускорении российской экономики в 2015 году. Возможно, правительство завышенными оптимистическими прогнозами пытается стимулировать рост личного потребления, предполагает эксперт Русской школы управления Кирилл Линник. «Пессимистичные прогнозы скорее приведут к панике и гарантированному падению ВВП», – замечает он.
«Сценарий, предложенный правительством, означает только одно: экономика растет за счет вливаний в общенациональные проекты, но при этом население беднеет и снижает покупательскую способность», – считает управляющий партнер Effective Management Group Борис Чистяков.
Возможно, именно девальвация рубля на фоне продолжающегося падения цен на нефть так или иначе поможет федеральному бюджету компенсировать образовавшийся дефицит. Еще в июне прошлого года Антон Силуанов в интервью Bloomberg заявлял, что увеличение курса доллара на 1–2 руб. может принести российскому бюджету несколько сотен миллиардов рублей дополнительных доходов. «Девальвация рубля на фоне того, что мы не ожидаем существенного роста цен на нефть, действительно может стать ключевым фактором роста налоговых поступлений со стороны нефтегазового сектора в следующем году. Здесь важно напомнить, что в следующем году рубль будет находится в свободном плавании, что может означать ослабление национальной валюты», – соглашается руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка Игорь Голубев.
В отношении инвестиционного роста российские министры исходят из более реалистичных предположений. Так, в Минэкономразвития ожидают восстановления инвестиций частного капитала лишь с 2016 года – «на основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и геополитических отношениях». В будущем рост инвестиций должен составить 1,6% в 2016-м и 2,9% – в 2017 году. При этом отток капитала в 2014 году прогнозируется на уровне 100 млрд долл., но уже к 2015 году снизится до 50 млрд долл., и к 2017 году отток капитала, по прогнозу МЭР, снизится до 20 млрд долл.
При этом министры, похоже, еще не договорились о росте тарифов монополий на будущий год. Так, на 7% предлагается проиндексировать тарифы на теплоснабжение. «Эта индексация несколько ниже, чем уровень инфляции предшествующего года», – напоминает Улюкаев, добавив, что связывает это с отсроченным эффектом от нулевой индексации газа в 2014 году. На 10–10,5% ожидает ведомство рост оптовых цен на электроэнергию против прогнозируемых ранее на уровне 8,6–11%. И на 7,5% предлагает МЭР проиндексировать тарифы РЖД в следующем году. Однако у Минфина другая позиция, и согласованное решение окончательно не принято. «По РЖД решение еще не принято. Мы обсуждаем и повышение на 10%, окончательно определимся до конца этой недели», – рассказал вчера глава Минфина Антон Силуанов.
Вчера на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что «впервые работать над проектом федерального бюджета, трехлетнего бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах». «Мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям», – сообщает глава кабмина.
Доходы бюджета в следующем году должны составить 15 трлн руб., а расходы – 15,5 трлн руб. Более точно – дефицит федерального бюджета запланирован в 430 млрд руб. Озабоченность властей угрозой разрастания дефицита просматривается во многих бюджетных статьях. Так, в 2015 году запланирована индексация зарплат бюджетников лишь на размер официальной инфляции, то есть на 5,5%. (Заметим, что текущий показатель роста цен приближается к 8%.) «Это решение адекватно нынешней ситуации в экономике, поскольку мы видим значительно возросшие издержки предприятий, в том числе за счет роста заработной платы, – это касается в первую очередь частного сектора», – пояснил глава Минфина. По мысли чиновников Минфина, сокращенная индексация зарплат бюджетников поможет частному бизнесу сократить издержки, поскольку негосударственные компании так или иначе ориентируются на уровень зарплат в бюджетном секторе.
Решение о частичной индексации зарплат бюджетников поможет сократить будущие расходы. Точно так же отмена порога при начислении социальных взносов поможет сбалансировать небюджетные фонды. Согласно утвержденному проекту бюджета, отменен порог по величине зарплат для уплаты взносов в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС). «Предлагается этот порог (в 624 тыс. руб.) отменить и взимать взносы без этого ограничения», – пояснил глава Минфина.