ЦБ надеется на рост нефтяных цен в 2015 году. Фото Льва Исраеляна
Центробанк (ЦБ) пытается спрогнозировать основные экономические параметры на ближайшие три года в зависимости от степени санкционного накала и уровня цен на нефть. При этом даже самый пессимистичный сценарий регулятора выглядит значительно лучше текущей ситуации.
В пятницу ведомство Эльвиры Набиуллиной предложило три варианта развития событий в 2015 году. При базовом и самом оптимистичном сценарии цена на нефть марки Urals в следующем году составит 104,8 долл. за баррель, геополитические риски начнут снижаться, а санкции окажутся недолговременными, пишет «Прайм». В этом случае рост ВВП в 2015 году составит 1%, в 2016-м – 1,9%, в 2017-м – 2,3%. Инфляция прогнозируется на уровне 4,5–5% в 2015 году и по 3,7–4,2% в следующие два года.
Второй, «санкционный», вариант предусматривает тот же уровень цен на нефть, но сохранение и даже эскалацию санкций. При таком сценарии рост ВВП в 2015–2017 годах составит 0,9%, 1,5% и 1,9% соответственно. Инфляция прогнозируется на уровне 6–6,5% в следующем году и по 4,5–5% в 2016 и 2017 годах.
Наконец «кризисный» сценарий ЦБ предусматривает усиление санкций с одновременным падением цен на нефть до 99,5 долл. за баррель. В этом случае рост ВВП составит 0,5%, 0,3% и 0,4%. Инфляция в 2015–2017 годах составит 6–6,5%, 4,5–5% и 4–4,5% соответственно.
Отметим, что прогноз регулятора выглядит несколько странно. Ведь цена на нефть уже опустилась ниже «кризисного» ориентира ЦБ. Баррель нефти марки Brent стоит около 98 долл., в то время как отечественная Urals еще на несколько процентов дешевле.
При этом вопросы вызывает и слишком маленький разброс между «оптимистичной» и «кризисной» ценами на нефть. Так, например, Минэкономразвития в 2012 году, описывая свой сценарий возможного кризиса в 2013–2015 годах, закладывало падение цен на нефть до 60 долл. за баррель в 2013 году, в то время как текущие цены на тот момент не опускались ниже 92 долл. Напомним также, что в конце 2008 года цены на нефть недотягивали и до 40 долл. за баррель. Так что даже наихудший вариант ЦБ выглядит весьма оптимистично.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова пояснила «НГ», что цена нефти в сценариях ЦБ – цифра скорее условная. Речь идет лишь о так называемом психологическом рубеже в 100 долл. за баррель, полагает эксперт. «Рынки чутко смотрят, держится ли цена на нефть выше 100 долл. или опускается ниже, так что на этом уровне можно проводить черту. И в наихудшем сценарии Центробанка скорее всего имеется в виду не конкретная цифра, а сам факт, что она опустилась ниже этой отметки», – рассказала Орлова. По ее словам, ЦБ очертил варианты, которые будут определяться внешней конъюнктурой, и исходя из этого, дал набор своих вероятных действий. «Основная цель таких прогнозов – улучшение коммуникаций с рынком. Всем должно быть понятно, как ЦБ видит ситуацию и как будет управлять банковским сектором в зависимости от развития событий», – полагает Орлова.
Финансовый омбундсмен Павел Медведев объясняет оптимизм ЦБ тем, что банкиры пишут подобные сценарии в основном для собственного понимания и умения оперативно реагировать в случае изменения ситуации. «Команда Центробанка должна уметь принимать быстрые решения – зачастую в условиях кризиса они принимаются не за дни, а за часы. Так что руководители готовятся к разным сценариям и формируют различные наборы возможностей», – рассказал он «НГ». При этом Медведев отмечает, что регулятор выступает с открытой позицией и готов выслушивать возражения. «Уже много лет ЦБ ведет себя в этом смысле осторожно и не пытается узурпировать право на понимание будущего», – уверен Медведев.