Первый вице-премьер Игорь Шувалов готов пересмотреть бюджетные расходы. Фото с официального сайта правительства РФ
В правительстве осторожно заговорили о грядущем сокращении бюджетных расходов. Правда, вместо сокращения министры предпочитают говорить об оптимизации. Сейчас, когда основной финансовый документ государства еще верстается, специальная межведомственная комиссия должна будет принять решение – от каких расходов нужно будет отказаться. Одновременно правительство готовится повысить налоги. Вероятнее всего сокращение расходов не коснется сельского хозяйства, на которое теперь, после введенных продовольственных санкций, устремлены все взоры.
В правительстве вчера очень осторожно, но все же признали необходимость сокращения бюджетных расходов. Так первый вице-премьер Игорь Шувалов, с сентября возглавляющий правительственную комиссию по оптимизации бюджетных расходов, хотя и не видит пока поводов для серьезного сокращения расходов бюджета на следующий год, но и не отрицает необходимость оптимизации. «Ничего драматического мы не наблюдаем. У нас с вами экономика не сворачивается. Она просто не растет, как нам хочется. Мы находимся в такой ситуации, когда темпы экономического роста незначительны, но у нас пока нет ничего такого, чтобы резко дергаться и проводить какие-то глобальные сокращения», – цитирует слова вице-премьера ИТАР-ТАСС.
В частности, основная цель возглавляемой Шуваловым комиссии по оптимизации, по его словам, состоит именно в анализе бюджетных расходов. При этом глава комиссии не исключает возможности такого анализа бюджетных расходов на 2015 год, а значит и их потенциальной оптимизации. «Самое важное, посмотреть, от каких расходов в 2016/2017 году можно отказаться, на какие цели, наоборот, можно сэкономленные деньги направить с тем, чтобы наиболее эффективно тратить. То есть иметь возможность проводить не только сокращения, но и оптимизацию», – уточняет он.
По словам вице-премьера, Минфин и Минэкономразвития (МЭР) должны будут провести совместный аудит будущего бюджета для того, чтобы понять, какие расходы можно исключить, а какие урезать. От каких инвестиций правительству стоит отказаться, а какие поддержать. «Надо смотреть на конкретные расходы, смотреть, где завышенные оценки, где можно изменить технические решения, что приведет к удешевлению проекта, от каких объектов придется отказаться или, может быть, перенести их за пределы 2018 года», – резюмировал Игорь Шувалов.
Одновременно правительство готовится к повышению налогов. Минфин уже давно не обсуждает вопрос: повышать или не повышать налоги? В ведомстве Антона Силуанова лишь выбирают, какие именно налоги будут повышены и на сколько.
А глава правительства Дмитрий Медведев на встречах с общественностью называет те секторы, для которых пока повышение налогов не планируется. В частности, власти обещают сохранить льготы по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Одновременно программа поддержки агропрома до 2020 года может быть пересмотрена в сторону увеличения финансирования. «Приоритеты новой редакции программы – это точно сохранение финансирования, и по всей вероятности, если получится, даже нараcтить финансирование на эти цели (мясное животноводство и тепличное хозяйство), чтобы субсидировать кредитную ставку по теплицам и по мясному скотоводству», – цитирует премьера агентство «Прайм».
Если сокращение расходов федерального бюджета только планируется, то в регионах это сокращение уже фактически началось. Так, по данным Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) после существенного роста в 2012 году, в 2013 и 2014 годах расходы консолидированных бюджетов в неизменных ценах сократились. Анализ полугодовых расходов региональных бюджетов показывает, что в текущем году расходы превысили показатели 2011 года на 10%, однако снизились на 2% по сравнению с уровнем расходов 2012 года.
В условиях стагнации и даже сокращения расходов региональных бюджетов в последние два года расходы на образование тем не менее увеличиваются под влиянием роста заработной платы, говорится в обзоре ВШЭ. В 2012 году по сравнению c предыдущим годом они увеличились на 23%, а в 2013–2014 годах – еще на 6,6%. «Сказывается влияние президентских указов о повышении зарплаты в бюджетной сфере», – предполагает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.
И если расходы на образование в региональных бюджетах увеличиваются, то расходы на здравоохранение, по данным Чернявского, заметно сокращаются. В частности, снижение по российским регионам в неизменных ценах за 2013 и 2014 годы составило 10%, в то время как только по Москве – 18%. «В основном это сокращение было обусловлено переносом расходов на фонды обязательного медицинского страхования (ОМС)», – объясняет научный сотрудник.
К тому же за последние два года в структуре расходов региональных бюджетов произошло сокращение еще одного показателя – расходов на поддержку экономики. В целом по регионам это сокращение составило 6%, однако по Москве эти расходы сократились на 16%. «В целом по России региональные инвестиции снижаются намного быстрее, чем расходы на поддержку экономики. Полугодовые данные свидетельствуют о сокращении инвестиций в 2013–2014 годах на 23%», – сообщает автор доклада ВШЭ.
Сократить же расходы на общегосударственные вопросы, то есть расходы на управление на практике, по мнению Чернявского, не всегда удается. Однако именно их сокращение официально рассматривается как резерв экономии бюджетных средств. «По России за последние два года расходы на управление снизились на 2%, но они все еще выше расходов 2011 года также на 2%. Москва же в 2013–2014 годах расходы на управление увеличила на 12%, тем самым рост по сравнению с 2011 годом составил 33%», – заключает научный сотрудник Центра развити».
Тем не менее у правительства все еще есть резервы для маневра и пополнения бюджета. Так, вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) обнародовала данные о поступлении налогов в консолидированный бюджет РФ в период с января по август 2014 года. За этот период в консолидированный бюджет поступили налоги на общую сумму 8,3 трлн руб., что на 14% больше объема поступивших средств за аналогичный период прошлого года. Рост же поступлений в федеральный бюджет составил 18% – до 4,1 трлн руб. «Наиболее высокие темпы роста отмечаются по налогам, особенно чувствительным к экономике, – по налогу на прибыль, поступления которого выросли на 21%, и по НДС – на 19%», – приводит слова главы ФНС Михаила Мишустина Интерфакс.
В первую очередь рост налоговых поступлений на треть (1,05 трлн руб.) был обеспечен за счет повышения эффективности налогового администрирования, уверен глава ведомства. Также, отмечает Мишустин, на увеличение налоговых поступлений в ФНС повлияло и увеличение ставок по налогу на добычу полезных ископаемых и акцизам – это дополнительные 328 млрд руб., рост инфляции – еще 385 млрд руб. и рост физического объема ВВП – около 51 млрд руб.