Упраздненный Минрегион обладал большим объемом полномочий. Фото с официального сайта Министерства регионального развития РФ
Кремль ликвидировал вчера Министерство регионального развития, передав его функции Минфину, Минкульту, Минэкономразвития, Минстрою, Минюсту, Минкавказу, Минкрыму, Минвостокразвития. Основной акцент в региональной политике будет сделан, похоже, всего на трех федеральных округах – на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и Крыме. Чиновники, возможно, не знают, что упрощение региональной политики до мер поддержки исключительно проблемных территорий – это характеристика слаборазвитых стран. Более современные государства ставят во главу угла сбалансированное территориальное развитие.
Российские власти изменили подход к региональной политике и провели вчера мини-реформу правительства. Президент Владимир Путин упразднил Минрегион, возглавляемый Игорем Слюняевым. Вчера был подписан соответствующий указ. Упразднить ведомство предложил президенту премьер Дмитрий Медведев.
По словам Медведева, ни одна функция упраздненного ведомства не должна исчезнуть. Функции Минрегиона передадут другим министерствам. Как следует из президентского указа, Минэкономразвития займется социально-экономическим развитием субъектов РФ и муниципалитетов, районов Крайнего Севера и Арктики, а также приграничным и межрегиональным сотрудничеством, территориальным планированием, разработкой и реализацией проектов развития федеральных округов и т.п.
Минфину поручат вырабатывать и реализовывать госполитику в сфере оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципалитетам за счет федерального бюджета. Минстрой будет заниматься вопросами градостроительства в регионах. Минкультуры будет отвечать за национальную политику, этнокультурное развитие народов РФ. Над разграничением полномочий между разными уровнями власти в субъектах будет работать Минюст.
«Министерство регионального развития завершило 10-летний период своей работы. Все это время на министерство был возложен большой объем полномочий и большая ответственность по реализации государственной политики регионального развития. Важно, чтобы в переходный период все наши наработки были надлежащим образом переданы коллегам в других министерствах и чтобы в период организационно-штатных мероприятий не был утрачен кадровый потенциал», – передает пресс-служба слова Игоря Слюняева.
Также вчера были упразднены еще два ведомства – Рособоронзаказ и Рособоронпоставка. Их функции будут распределены между Минобороны, Минпромторгом и Счетной палатой.
Как было объявлено, цель такой мини-реформы – совершенствование системы госуправления. «Структура правительства – не закостеневший монолит, она может меняться сообразно с требованием жизни, что происходило неоднократно, – сообщил Медведев на совещании с вице-премьерами. – В целом это полезно для государственной службы, государственных служащих – периодически менять и точку отсчета, и угол зрения, и даже место работы». Премьер напомнил, что в стране уже есть министерства, которые заняты развитием отдельных федеральных округов – Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма. По словам Медведева, российские власти «в известной степени перешли к территориальному принципу управления, что дает определенные результаты». «Может быть, пока их не так много, но в этом есть смысл», – считает премьер. Так что держать еще и Минрегион – нецелесообразно, заключил Медведев.
Стоит напомнить, что под региональным планированием в классической науке понимается два типа управления. В узком смысле речь идет о формировании программ развития отдельных районов страны, включая проблемные. А в широком смысле – о региональном аспекте в общенациональных планах развития государства. Второй тип регионального планирования крайне важен, он позволяет связать воедино и отраслевые, и макроэкономические, и территориальные вопросы.
В отраслевом разрезе, например, закрытие того или иного градообразующего предприятия может быть логичным и правильным решением. Но в территориальном разрезе это же решение может оказаться вредоносным: ведь после закрытия завода в регионе появятся безработные, местные бюджеты лишатся налогов и вырастут социальные и политические издержки. Подобное напряжение в отдельном регионе может оказаться опасным уже для всей страны в целом.
Упразднение министерства, которое должно заниматься региональным планированием, похоже на капитуляцию центральной власти перед серьезными вопросами балансировки национального развития. Возникает вопрос: какая именно структура будет согласовывать и балансировать вопросы отраслевого, макроэкономического, территориального развития? И смогут ли это сделать оставшиеся ведомства?
У российской власти сейчас есть соблазн обеспечить темпы экономического роста любой ценой. Наиболее простой способ сделать это – направить инвестиции в уже развитые регионы, в которых есть и кадровый потенциал, и инфраструктура, и институты, в которых отдача от капитала будет гарантированна. Так что наиболее привлекательными для инвестиций окажутся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, некоторые другие регионы. Все это лишь усугубит проблему нарастания территориальных дисбалансов.
Сведение региональной политики исключительно к программам развития либо проблемных, либо наиболее перспективных районов в ущерб всем остальным – шаг не вперед, а назад. Подобные дисбалансы характерны для слаборазвитых государств.
Отдельный вопрос: отвечал ли современным вызовам упраздненный Минрегион в его нынешнем виде? Судя по ответам опрошенных «НГ» экспертов, скорее нет, чем да.
«После создания отдельных ведомств по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму смысл Минрегиона фактически утрачивается», – говорит председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Минрегион можно закрыть, а можно снова открыть спустя пять лет – это не приведет к принципиальным отличиям в госполитике.
«Похоже, что стране нужны только три территориальных министерства – по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму. Остальная территория страны нашу власть сейчас интересует значительно меньше», – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Основные приоритеты властей – это укрепление связей с Китаем через развитие Дальнего Востока, контроль на Северном Кавказе и поддержка присоединенного Крыма. Зубаревич напомнила, что уже были примеры, когда Центр успешно стимулировал развитие отдельных регионов: например, Краснодарского края в целом и олимпийского Сочи в частности, Санкт-Петербурга, в который были переведены офисы некоторых крупных компаний. Но очевидно, что этими процессами руководил не Минрегион.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что три территориальных министерства – это ненормально: «Давайте еще сделаем министерство по делам Москвы, это ведь тоже особенная территория. Или по делам Калининграда. Или по делам Тывы. У нас есть особенные территории, но под каждую из них создавать министерство – это глупость, лишняя бюрократическая надстройка». Эксперт допускает, что альтернативным решением могло стать появление вице-премьеров, которые координировали бы работу в этих регионах.
«Важной функцией Минрегиона могло быть улучшение инвестиционного климата на местах», – рассуждает руководитель исполкома «Деловой России» Илья Семин. Но в этом деле, по словам эксперта, Минрегион не преуспел.