Фото Владимира Гончарова
Российская делегация во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым провела во Владивостоке 17-е заседание межправительственной российско-вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По итогам двухсторонних встреч дан старт десяткам инвестиционных проектов, в том числе в таких стратегически важных для нас областях, как металлургия, авиа-авто-судостроение, химическое производство. Впереди визит в Китай и Сингапур.
«Вьетнам еще со времен СССР является для нас одним из приоритетных партнеров в юго-восточной Азии. - говорит глава центра изучения Вьетнама и АСЕАН Евгений Кобелев. – Впрочем, в 90е годы наши отношения резко ухудшились. Восстановить наше сотрудничество с этой страной и предложить ей то, что ей нужно – а это энергетика, авиастроение, автомобилестроение и многое другое – абсолютно правильное решение. И стратегический курс руководства России логичен: Игорь Шувалов налаживает взаимодействие с Вьетнамом именно сейчас - пока этот рынок не занят конкурентами с запада, а в условиях сворачивания экономического сотрудничества с ЕС, США и их союзниками мы получаем, а лучше сказать возвращаем важный экономический плацдарм в АТР».
Это вполне логично, поскольку российским предприятиям важно вовремя занять традиционные для себя ниши, коих во Вьетнаме предостаточно. «Братские» отношения уже не работают, вьетнамцы научились считать деньги. Их рынок остро нуждается в российских конкурентоспособных машиностроительных, металлургических, химических технологиях, а нам в условиях американских и европейских санкций сам бог велел развивать партнерство на Востоке, готовить местные инженерные кадры, свободно разговаривающие на русском. Получается обоюдная выгода.
Энергомашиностроительная компания «Силовые машины» в консорциуме со словацкими партнерами в настоящее время строят тепловую электростанцию «Лонг Фу-1». Заказчиком проекта стоимостью $1,2 млрд. выступает государственная вьетнамская компания. Не за горами участие «Силовых машин» еще в трех тендерах на возведение и модернизацию тепловых и гидроэлектростанций. В 2008 году прославленный производитель грузовиков «КАМАЗ» в качестве стратегического инвестора поучаствовал в приватизации сборочного завода вьетнамской корпорации «ВИНАКОМИН», купив 37,64% акций. Объем реализации пока небольшой, но после создания бюджетной модели Low Cost ситуация должна выправиться. Помимо этогоООО «Челябинский тракторный завод» реализовал схему поставок в Хошимин бульдозеров в разобранном виде, с последующей их сборкой на местном заводе. Наконец, группа компаний «ГеоПроМайнинг» построила два года назад в провинции Бинь Тхуан горно-обогатительный комбинат по добыче и производству ильменита и циркона, а также подготовило по заказу вьетнамских партнеров технико-экономическое обоснование завода по производству титанового шлака и диоксида титана. Этот список совместных проектов можно продолжать еще долго.
6 сентября во Владивостоке прошло 17-е заседание российско-вьетнамской комиссии, в ходе которого обсудили наиболее перспективные направления сотрудничества в судостроении, автомобилестроении, легкой промышленности. Особое внимание уделили международной кооперации по поставкам во Вьетнам самолетов «Сухой Суперджет 100» и закупкам сельскохозяйственной продукции этой страны для России.
"В современных условиях выстраивание отношений России со странами АТР, которые сегодня объединяют наиболее быстрорастущие экономики мира, уже превосходящие совокупный объем экономики Европейского Союза - это важнейшая стратегическая задача" - напоминает Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance: "Неудивительно, что ее реализация поручена Игорю Шувалову, который по традиции курирует наиболее сложные вопросы. Он курировал и саммит АТЭС в 2012 году, развитие Дальнего Востока в целом, и прекрасно понимает кооперационные возможности Азиатско-тихоокеанского региона. Что касается Вьетнама, то эта страна может стать для нас опорной базой в развитии отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Через бурно развивающуюся экономику этой страны мы получим стабильные торгово-экономические отношения со всем АТР. Дальний Восток России при этом должен стать кадровой и технологической платформой для взаимодействия с азиатскими странами".