Монголия сулит России большие экономические возможности. Фото Reuters
Монголия хочет стать транзитером российского газа в Китай по западному маршруту, который могут проложить после завершения строительства газопровода «Сила Сибири». Главный конкурент для Монголии в этом стремлении – Казахстан. Об этом вчера стало известно в ходе рабочего визита в Монголию президента РФ Владимира Путина. Правда, перспективы прокладки западного маршрута в Китай пока туманны. Также Россия и Монголия вчера ввели безвизовый режим на 30-дневные поездки граждан и договорились укреплять экономические связи.
Вчера Владимир Путин прибыл с рабочим визитом в Монголию и договорился с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем укреплять взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Визит приурочен к торжественным мероприятиям по случаю 75-летия победы на реке Халхин-Гол. Беседа лидеров двух стран, как уточняет Интерфакс, проходила в традиционном жилище монголов – юрте, установленной на одном из этажей государственного дворца в центре Улан-Батора.
Символическим жестом стала отмена визового режима между двумя странами, который действовал с 1995 года – он тогда был введен по инициативе Монголии. Теперь граждане РФ и Монголии получают взаимное право на безвизовые поездки непрерывным сроком 30 дней. Суммарный срок пребывания граждан одной страны на территории другой без виз не должен превышать 90 дней в течение периода в 180 дней, начиная с даты первого въезда.
Если граждане одной страны планируют находиться на территории другой страны дольше 30 дней или если они хотят в другой стране работать и заниматься коммерцией, тогда надо будет получить визу. Однако если у гражданина будет разрешение на временное проживание, то виза ему уже не понадобится.
Еще один символический жест, или, как назвал его Путин, «шаг навстречу нашим монгольским друзьям», – решение отменить ограничения на поставки в Россию животноводческой продукции из Монголии. Напомним, ранее вводился запрет на ввоз в РФ мяса и шкурок пушных зверей из Монголии – из-за возможного распространения чумы. Также вводились ограничения на поставки иных видов мясной продукции, например мяса крупного рогатого скота, из-за опасности занесения на территорию РФ возбудителя ящура.
Во время вчерашнего визита президенты двух стран подписали 13 документов о стратегическом партнерстве в различных отраслях. Такими документами стали меморандумы по развитию торгово-экономических связей и о сотрудничестве между Федеральным казначейством России и казначейским департаментом Минфина Монголии, протокол об оказании Россией Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе и др.
Более того, было решено, что монгольские потребители поддержат своим спросом российский автопром, который переживает сейчас не лучшие времена из-за падения продаж. «Отмечу, что в Монголии хорошо зарекомендовали себя автомобили и автобусы «ГАЗ», «Урал», «ПАЗ». Наши производители намерены увеличивать поставки автотехники», – сказал Владимир Путин.
Также более тесно будет сотрудничать с монгольской стороной «Роснефть». По словам Путина, «Роснефть» покрывает большую часть потребности Монголии в нефтепродуктах и снабжает международный аэропорт «Чингисхан» в Улан-Баторе. «Кстати, у «Роснефти» большие планы по расширению своего присутствия на монгольском рынке», – добавил президент РФ. Помимо этого вчера говорилось о важности России в вопросах обеспечения энергетической безопасности Монголии.
Президенты обсудили возможность использования национальных валют во взаимной торговле. Монгольская сторона предложила провести переговоры о заключении 20-летнего соглашения о беспошлинных поставках товаров из Монголии в РФ. Монголия рассчитывает довести к 2020 году товарооборот с Россией до 10 млрд долл. в год. Сейчас товарооборот двух стран составляет лишь 1,6 млрд долл. в год. И он сокращается: по итогам 2013 года падение на 15,5%.
Еще одно решение вчерашнего дня – совместная модернизация Улан-Баторской железной дороги (УБЖД). Над этим будут работать РЖД и Министерство дорог и транспорта Монголии. Страны договорились провести электрификацию и проложить вторые пути на УБЖД. Было решено начать эти работы незамедлительно. До 1 марта 2015 года страны согласуют основные параметры совместных проектов по данному решению.
Среди таких проектов не только модернизация и расширение уже имеющихся участков с учетом перспектив горнодобывающей промышленности Северо-Западной Монголии, но и возможность прокладки новых линий, выходящих на Россию и соединяющих Россию с Китаем через Монголию. Тогда УБЖД будет использоваться для транзитных перевозок из России в Китай и обратно, а также в направлении Индии, Пакистана и других стран региона. Наращивание объемов перевозок будет сопровождаться разработкой конкурентоспособных тарифов, уточняют в РЖД.
Президент РЖД Владимир Якунин подчеркнул важность дальнейшего развития в Монголии железнодорожных магистралей с российской шириной колеи. «Расширение железнодорожной сети позволит Монголии задействовать богатые, но пока труднодоступные месторождения, шире использовать свой транзитный потенциал», – сообщил Владимир Путин.
Но все же самой главной новостью вчерашнего дня стало желание Монголии стать транзитером российского газа в Китай по западному маршруту. Цахиагийн Элбэгдорж попытался убедить Владимира Путина в преимуществах прокладки газовой магистрали через территорию Монголии. Среди преимуществ, по его словам, «безопасность, краткость пути и степные условия».
Напомним, восточный маршрут – это строящийся сейчас газопровод «Сила Сибири», по которому через Амурскую область будет доставляться газ с месторождений Иркутской области и Якутии на восток Китая, где сосредоточена промышленность. Но ранее – еще до подписания в этом году контракта с Китаем – обсуждалась возможность газовых поставок по западному маршруту. Речь шла о проекте газопровода «Алтай», по которому можно было бы поставлять газ Западной Сибири через Алтай на российско-китайскую границу между Казахстаном и Монголией. Проект критиковали экологи.
После того как «Газпром» достиг прогресса в переговорах с Китаем и подписал 30-летний контракт на поставки газа по восточному маршруту, Россия решила активизировать переговоры и по западному направлению. Практически сразу от Казахстана поступило предложение проложить газопровод в Китай через его территорию. Теперь с Казахстаном за статус транзитера хочет посоперничать Монголия.