Грузовики весом более 12 тонн не смогут бесплатно перемещаться по федеральным трассам с ноября 2014 года. Плата за проезд составит 3,7 руб. за километр, и взимать ее будет дочерняя компания Ростеха. Ожидается, что собранные деньги пойдут на ремонт дорожного полотна. Но эксперты не уверены, что новый налог изменит плачевное состояние дорожной инфраструктуры. Российские потребители заметят сборы с грузовиков на собственном кошельке, поскольку они будут так или иначе включены в цену товаров.
Вчера дочерняя компания Ростеха – «РТ-Инвест транспортные системы» была утверждена правительством в качестве оператора по взиманию платы за проезд большегрузного транспорта весом свыше 12 т по федеральным трассам, сообщило агентство «Прайм».
Впервые о введении платы с грузового автотранспорта заговорили еще в 2010–2011 годах, когда Росавтодор, ответственный за этот проект, начал предпроектные разработки. Согласно позиции агентства, грузовой транспорт ежедневно наносит ущерб дорожному покрытию и должен его компенсировать.
Правда, процесс выбора оператора по взиманию платы с грузового транспорта серьезно затянулся. Еще в ноябре прошлого года в тендере по выбору оператора приняли участие три консорциума. При этом срок подачи конкурсных заявок трижды переносился. Уже в июле представители «РТ-Инвест» предложили изменить условия проводимого конкурса. «Мы действительно выступаем с предложением отказаться от проведения конкурса в том виде, в котором он существует на сегодняшний день», – цитировали в июле слова представителей компании СМИ. В компании считали, что проект необходимо было доработать, для того чтобы и российские предприятия смогли в нем участвовать. В августе же тендер был отменен правительством, а в качестве оператора была утверждена компания «РТ-Инвест».
По условиям концессионного соглашения предполагается, что оператор системы в год будет получать около 10 млрд руб. Концессионер должен будет профинансировать запуск самой системы. Ранее в Росавтодоре заявляли, что капитальные затраты на новую систему, в том числе на создание свыше 480 пунктов сбора платы и закупку более 2 млн электронных бортовых устройств для большегрузных автомобилей, составляют 32 млрд руб., расходы на эксплуатацию системы в течение 13 лет – 64,3 млрд руб. При этом, после того как система будет введена и заработает, она позволит привлекать в дорожные фонды около 50 млрд руб. ежегодно, ожидали в Росавтодоре.
Контролироваться перемещение фур по федеральным трассам предполагается через систему ГЛОНАСС. При этом на грузовики, не оснащенные специальными датчиками, будет накладываться штраф в размере от 5 тыс. руб. до 1 млн руб., уточняет вице-президент компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов.
«Взимание платы с грузовых автомобилей, которые идут с превышением грузовых нагрузок по региональным и муниципальным дорогам, не предусматривается», – рассказывал глава Росавтодора Роман Старовойт в июне.
Сократят ли большегрузы поездки по федеральным трассам – можно только гадать. Вводимое новшество не вытеснит грузовой транспорт на муниципальные и региональные трассы – уверен директор по операция FM Logistic Александр Павлов. «Основные маршруты доставки связывают Москву, Санкт-Петербург и регионы. А по этим направлениям движение транспорта в рамках соблюдения сроков доставки грузов возможно только при условии использования федеральных трасс», – уточняет он.
С позицией Павлова не согласен Алексей Тузов. По его мнению, в случае введения сбора многие перевозчики будут вынуждены поменять географию маршрутов и ездить по муниципальным и региональным шоссе, в объезд трасс федерального значения. «Возрастет загруженность региональных и муниципальных автомобильных дорог, что, в свою очередь, отрицательно скажется на состоянии дорожного покрытия на них», – считает президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов.
Многие эксперты предсказывают проблемы с организацией контроля оборудования автомобилей специальными датчиками. «Ведь некоторые перевозчики предпочтут ездить и без оборудования системы слежения. В итоге можно ожидать роста коррупции на дорогах», – полагает Тузов.
В Росавтодоре с экспертом не согласны. Система строится с учетом минимизации и даже полного исключения человеческого фактора, а следовательно и коррупции. «Решение о привлечении нарушителя к ответственности будет осуществляться на основе данных средств фото- видеофиксации. Данные, поступающие от таких средств, также обрабатываются системой в автоматическом режиме. Поэтому на маршруте движения автомобилей ни инспектор ГИБДД, ни иной представитель государственных органов не могут привлечь автовладельца к ответственности за нарушение правил внесения платы», - сообщили в Росавтодоре.
Дополнительная финансовая нагрузка на логистическую отрасль в первую очередь ударит по самому потребителю – уверены эксперты. «Дополнительные расходы будут незамедлительно переложены на конечного потребителя», – уверен генеральный директор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников.
В Росавтодоре напротив - уверены, что ввод сбора на большегрузы, не отразится на конечной стоимости товаров. «Доля продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, перевозимых грузовиками массой свыше 12 тонн минимальна - только 3,8% от общего количества грузоперевозок. Остальной вред трассам наносится перевозками иных грузов, что не влияет значительно на благосостояние граждан», - пояснили в пресс-службе агентства.
С другой стороны, в условиях сильной конкуренции в логистическом секторе и его низкой окупаемости будет происходить дальнейшее снижение прибыльности операций перевозчиков. Шляпников напоминает, что сегодня перевозчик и так платит транспортный налог за каждое транспортное средство. «По Москве эта сумма на средний тягач составляет 28–32 тыс. руб. в год, в то время как в Смоленске плата составляет 15–17 тыс. руб. соответственно», – сообщает он.
«Назначенный правительством уровень в 3,7 руб. за 1 км ниже аналогичных сборов в Европе», – добавляет руководитель «Совтрансавтоэкспедиции». Но разница в том, что в Европе перевозчик имеет всю логистическую инфраструктуру высокого качества и с большим спектром альтернатив, а в России – лишь инфраструктуру начального уровня, заключает он.
К тому же эксперты не уверены, что дополнительные денежные средства кардинально изменят состояние трасс. Действительно, на реконструкцию и строительство 530 км федеральных автодорог общего пользования в бюджете этого года заложено почти 142 млрд руб. «Ежегодно на дорожно-ремонтные работы выделяются немалые средства, но от увеличения финансирования качество дорог не становится лучше. Можно кого угодно винить в том, что состояние дорожного полотна на трассах плачевное, но дороги от этого лучше не станут», – отметил Станислав Клейменов.