Президент – председатель
правления ВТБ Андрей Костин. Фото пресс-службы ОАО Банк ВТБ |
Внеочередное заочное общее собрание акционеров ВТБ одобрило предложения Наблюдательного совета банка о конвертации субординированных долгов в привилегированные акции в пользу Российской Федерации. В результате финансы останутся у государства, которое вдобавок продолжит получать по ним прибыль. В нынешних непростых геополитических условиях госбанки могут стать основным локомотивом экономики РФ, а когда период санкций закончится, поддержанные властями госбанки будут работать с увеличенной клиентской базой и усилят свои позиции на рынке.
Еще в 2009 году ВЭБ выдал банкам группы ВТБ субординированный кредит в размере 214 млрд руб. Ранее подобный кредит включался в капитал первого уровня, однако сейчас Центральный банк вслед за мировыми стандартами «Базеля III» решил амортизировать эти средства из капитала. В итоге, чтобы правительство могло вернуть средства в капитал ВТБ, и была произведена конвертация кредитов в акции. Принятое 29 августа и опубликованное 1 сентября решение ВТБ позволяет конвертировать субординированный кредит именно в привилегированные акции банка.
Принятое собранием акционеров ВТБ решение не грозит потерями ни рядовым россиянам, ни пенсионным фондам, ни государству. Как уже было отмечено, банк сможет улучшить свои показатели по капиталу, а значит, в дальнейшем активней кредитовать российскую экономику.
Государство также ничего не потеряет – деньги останутся у него – и продолжит получать по ним прибыль. «Это замена одного инструмента другим, – пояснил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. – Здесь никаких новых денег не появляется, деньги были выданы еще в 2009 году».
Традиционно в таких случаях больше всего переживают миноритарии, которых интересует, что же будет, например, с дивидендами. Привилегированные акции, выпускаемые ВТБ, не предусматривают заранее определенного порядка и размера выплачиваемых дивидендов. Это сделано для того, чтобы новый капитал банка был засчитан в соответствии со стандартами «Базеля III». Потому размер дивидендов будет подлежать ежегодному одобрению на годовом общем собрании акционеров. Скорее всего, как ожидают аналитики, дивиденды будут сопоставимы с размерами выплат по конвертируемым субординированным кредитам. Именно поэтому государство продолжит получать свой доход.
Беспокоиться по поводу размытия долей минориториям эксперты тоже не советуют. Выпускаемые привилегированные акции не являются голосующими и не учитываются при определении кворума на годовом собрании акционеров ВТБ, поэтому они не изменят общее количество голосов, которое принадлежит владельцам обыкновенных акций банка. Не увеличится и доля в ВТБ государства. Она, как и ранее, будет составлять 60,9%.
Появление пакета новых привилегированных акций нельзя считать новым выпуском акций в полном смысле. Новые акции не будут обращаться на открытом рынке и не войдут в состав каких-либо фондовых индексов, поскольку эмиссия акций будет осуществляться впервые. В связи с этим на них не распространяются требования о включении акций юридических лиц в котировальный список как минимум одной фондовой биржи и в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов, – индекса РТС или индекса ММВБ.
О необходимости поддержки банковского сектора подобными мерами заявлял на Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин, который сообщил, что «будет увеличена капитализация системно значимых российских банковских, финансовых организаций, в том числе путем конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, что позволит банкам расширить возможности по кредитованию экономики и удешевить кредит». А 22 июля Путин подписал федеральный закон, позволяющий банкам конвертировать антикризисные субординированные кредиты, полученные от ВЭБа в 2008–2009 годах, в привилегированные акции.
«Решение окажет положительное влияние на деятельность ВТБ, – считает президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин. – Мы сможем активнее кредитовать стратегические отрасли экономики, предприятия малого и среднего бизнеса, а также в дальнейшем увеличить капитал банка путем привлечения субординированных инструментов. Уверен, что решение окажет положительное влияние на всю экономику России».