Клиентам обанкротившихся турагентств вернуть свои средства не так-то просто. Фото РИА Новости
Новое банкротство на туристическом рынке обнаружило слабость российского законодательства – оно защищает лишь клиентов крупных туроператоров, тогда как клиенты агентов-посредников рискуют потерять все свои деньги без каких-либо компенсаций.
В пятницу московская турфирма «Лайм Тревел» сообщила о приостановке своей деятельности. Сумма общего долга компании составила 17 млн руб. Клиентам, чей отпуск должен был начаться в сентябре, предлагалось либо повторно оплатить турпакет, либо отказаться от путевки.
«В туристической отрасли развивается сильный кризис. Спрос по некоторым направлениям упал почти до нуля.
Обычно деньгами, которые поступали от новых клиентов, мы оплачивали текущие заявки. Мы рассчитывали, что будет рост продаж и новыми средствами мы покроем расходы. Но после того как несколько туроператоров обанкротились, СМИ агитируют граждан бронировать отели и авиабилеты самостоятельно. Из-за этого люди перестали покупать у нас туры», – объясняет банкротство своей компании гендиректор «Лайм Тревел» Игорь Азаров.
Туристический рынок переживает не лучший год. Кризис 2014 года ударил по туристической отрасли даже сильнее кризиса 2009 года. В августе 2014 года спрос на туры упал на 25% по сравнению с июлем. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) считают, что общее сокращение выездного турпотока по итогам полугодия может достичь 30–40%, а по некоторым направлениям – даже 50% (см. «НГ» от 28.08.14).
Если в июле рынок сотрясали банкротства туроператоров, то сейчас настал черед турагентов, то есть компаний, предоставляющих посреднические услуги по продаже туров, сформированных операторами. Банкротство «Лайм Тревел» – далеко не последнее в отрасли, считают опрошенные «НГ» эксперты. Такие турфирмы, как «Лайм Тревел», становятся, с одной стороны, жертвой системы, а с другой – страдают от слишком рискованного ведения бизнеса», – считает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. По ее словам, стабильно существовать за счет оборотных средств можно только на растущем рынке. Сейчас же, когда наблюдается явный спад, подобные бизнес-схемы могут привести предприятия к падению. Спад на туристическом рынке Тюрина объясняет не только недоверием к туроператорам, но и ухудшением экономической ситуации, когда многие граждане предпочитают отложить затратное путешествие.
Российский рынок туруслуг действительно замер. «Люди не уверены, что сейчас подходящее время, для того чтобы тратить деньги на развлечения, и это первое, от чего обычно отказываются», – резюмирует Тюрина. К тому же, по ее словам, после введения санкций, путешественники решили, что могут быть проблемы с выдачей виз в Европу, и отказались от поездок. «Многие опасаются предвзятого к себе отношения за границей», – добавила она. Туристы не спешат покупать путевки, а ждут стабилизации на рынке туруслуг, когда все неблагонадежные компании покинут отрасль, уточняет гендиректор «Центра путешествий» Татьяна Черникова.
Вслед за банкротством операторов «посыпятся» и турагентства, предупреждают эксперты. Те, кто оплачивал пакеты туроператорам по принципу финансовой пирамиды, скорее всего покинут рынок. «Если у компании нет дальнего бронирования, то она не может оплачивать текущие расходы. Именно непрофильное ведение бизнеса приводит к подобным банкротствам», – считает гендиректор «Центра путешествий» Татьяна Черникова.
Этой позиции придерживаются и в Ассоциации туроператоров России (АТОР). «Рынок будут покидать игроки, неспособные справиться с кризисной ситуацией», – говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. При этом в АТОР надеются, что крупных банкротств все же не будет.
Но особой драмы в череде банкротств в отрасли не видят. «Рынок очистится от ненадежных компаний, а останутся только сильные и грамотные игроки на рынке», – надеется Татьяна Черникова. «Остаются те, кто умеет правильно вести бизнес, а не только надеется на будущий рост продаж», – добавляет Тюрина.
Примечательно, что застраховаться от краха турагентства не так-то просто. «Клиент, обратившийся в турагентство, в отличие от оператора не защищен страховкой и финпомощью. Страховая компания даже не будет страховать агента. Ведь для этого сейчас нет необходимой законодательной базы», – сообщила глава «Центра путешествий». И этот пробел в законодательстве, считает она, в ближайшее время нужно будет закрыть.