Ограничение ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции приведет к серьезным негативным последствиям для российской экономики. К такому выводу пришли участники состоявшегося недавно в Новосибирске межрегионального круглого стола «Коснется всех: проблемы пивоваренной отрасли», прошедшего по инициативе Новосибирской Торгово-промышленной палаты.
Эксперты, представители бизнес-сообщества и органов исполнительной и муниципальной власти из различных субъектов Сибирского федерального округа обсуждали возможные последствия введения закона об ограничении использования полимерной тары для алкогольной продукции, принятого Госдумой в первом чтении в июне 2014 года.
Согласно законопроекту, с 1 января 2015 года запрещается продажа алкогольной продукции крепостью более 6% в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 литра, с 1 июля 2015 года — алкоголя крепостью более 5% в литровых бутылках. А с 1 января 2016 года напитки крепостью более 4% нельзя будет продавать в полимерной таре любого объема. При этом алкоголь меньшей крепости будет доступен только в пол-литровых бутылках.
Непродуманный закон серьезно скажется на региональных бюджетах, которые с введением очередных ограничений для пивоваров потеряют десятки миллиардов рублей, считают участники круглого стола.
Акцизные платежи по ПЭТ-таре в масштабах страны составляют 69 млрд рублей, из них 13 млрд приходится на Сибирь и Дальний Восток, 16 млрд – на центральные регионы и 12 млрд – на Северо-Запад. В субъектах Сибирского федерального округа предприятия пивоваренной отрасли входят в число основных налогоплательщиков. При этом доля продукции, производимой в Сибири в ПЭТ-упаковке, составляет свыше 60%.
Например, только в прошлом году Красноярский край получил от пивоваров более 2 млрд рублей отчислений, а Новосибирская область - около 6 млрд.
По подсчетам заместителя гендиректора ОАО «Томское пиво» Евгения Ринкса, если в этом году его компания планирует направить в местный бюджет 2 млрд 700 млн рублей, то с введением нового закона отчисления значительно сократятся. «Для нашего предприятия ограничение будет достаточно серьезным ударом, - говорит Ринкс. - Я думаю, объемы продаж у нас сократятся примерно на 50%, то есть бюджет недополучит порядка 1,2 млрд рублей».
Прежде всего, законодательная инициатива ударит по рынку пива, который сейчас переживает не лучшие времена, уверены представители отраслевого сообщества. «За последние пять лет пивная отрасль постоянно испытывает давление со стороны законодательства, и за эти годы производство пива упало на 24%. Эта цифра показывает, что отрасль находится в положении, которое можно назвать катастрофическим», - констатировал директор по развитию NPM Group Сергей Чирва. Глава Новосибирской ТПП Вячеслав Маркелов назвал новые ограничения «экстремальными», и посетовал, что «законодатели не дают ни минуты покоя из-за постоянно меняющегося законодательства».
Нововведение неминуемо приведет к увеличению себестоимости пива как минимум на 30%, подсчитал директор ЗАО «Пивоварня Москва-
Эфес» Евгений Осипов. Вырастут и расходы на логистику, уверен Евгений Ринкс. По его словам, для перевозки тех же объемов пива, но в пол-литровой упаковке придется увеличить на 25% количество используемого транспорта.
Возникнет и проблема со складами, число которых придется резко увеличить. Более того, с принятием закона, прогнозируют в Союзе российских пивоваров (СРП), под угрозой закрытия окажутся не только 7 тыс. малых предприятий, связанных с пивоварением, но и компании, выпускающие пластиковую тару. Учитывая, что они производят упаковку не только для пива, но и для всей пищевой промышленности, запрет обернется резким ростом стоимости ПЭТ-тары и для продуктов, что, в конечном счете, отразится на ценниках в магазинах.
В результате, считают эксперты, резко снизится товарооборот, что катастрофически скажется на экономическом развитии, например, Сибири, где сфера торговли, в которой занято более 200 тыс. человек, приносит 20% валового регионального продукта. Ограничение автоматически ударит и по АПК, а также станет причиной роста безработицы и ухудшения инвестиционного климата не только в пивной, но и в ряде смежных отраслей.
Но главное, с повышением цены пива, потребитель скорее всего переключится на более дешевый крепкий алкоголь, считают эксперты. Таким образом, новый закон, главная цель которого - снижение уровня алкоголизации населения, приведет к прямо противоположному эффекту. Разработчики законопроекта аргументировали свою инициативу именно тем, что продажа пива в полимерной упаковке больших объемов ведет к росту алкоголизма в стране, но специалисты опровергают эту точку зрения. Они заявляют, что увеличение потребления алкоголя зависит не от объемов упаковки, а от количества содержащегося в ней спирта.
По словам исполнительного директора СРП Вячеслава Мамонтова, основным стимулятором повышения уровня алкоголизма является потребление дешевого крепкого нелегального алкоголя и суррогатов, а также наличие в структуре потребления в России большой доли крепкого алкоголя, в основном водки.
«В пластиковую упаковку объемом 1,5 литра разливается в основном пиво с содержанием алкоголя не более 5%, в пересчете на чистый спирт – это 75 мг, - напоминает Мамонтов. - При этом в стеклянной бутылке водки объемом 0,5 литров уже находится 200 мл чистого спирта. Если говорить о борьбе с алкоголизмом, то ограничения должны касаться, наверное, всех видов упаковки, в том числе и для крепкого алкоголя».
Однако никаких ограничений на крепкий алкоголь новый законопроект не предусматривает. А вот пивовары, понимая, насколько важны усилия государства по снижению алкоголизации общества, с 1 января нынешнего года добровольно ограничили объем ПЭТ-упаковки. «Мы готовы на дальнейшие самоограничения, но вместе с тем тот закон, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, в принципе перечеркивает все эти инициативы», - заявил исполнительный директор СРП.
Пивовары, деятельность которых уже не раз регламентировалась, в частности, ограничением рекламы, мест продажи и потребления, ужесточением требований к рецептуре, введением категории «пивной напиток», считают, что негативных последствий от подобных законодательных инициатив можно избежать. Для этого к разработке нормативно-правовых актов необходимо привлекать самый широкий круг экспертов, а все законопроекты должны в обязательном порядке проходить оценку регулирующего воздействия. Например, в отношении закона об ограничении ПЭТ-упаковки проведение такой процедуры затягивается. Минэкономразвития «пытается наладить с депутатами диалог, для этого даже создана специальная рабочая группа, но Госдума до сих пор сопротивляется».
Главный нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов, отметивший снижение в 2013 году объемов потребления алкоголя в стране, полагает, что запрет на ПЭТ-упаковку не что иное, как «лоббирование определенных интересов, которое выгодно тем, кто инициировал законопроект».
По мнению ВРИО министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, депутатская инициатива – слишком поспешна и ударит по производителям. «Одного года недостаточно для того, чтобы переориентировать, особенно крупные предприятия, на новый вид работы, пересчитать свой финансовый потенциал, себестоимость, технологические цепочки по-другому выстроить, - считает чиновник. - Целесообразно эту тему рассмотреть в течение трех лет».
Против законопроекта высказались многие российские регионы. Отрицательные отзывы по поводу ограничения пластиковой тары пришли из Нижегородской, Ярославской, Челябинской, Ульяновской и Калужской областей; Хабаровского и Красноярского краев, из Республики Татарстан и других регионов.
Обсудив депутатскую инициативу, участники круглого стола приняли резолюцию, копии которой будут направлены Президенту России Владимиру Путину, в Госдуму, Совет Федерации и полпреду Президента РФ в Сибирском федеральном округе. В документе предлагается ввести запрет розничных продаж алкогольной продукции крепостью более 6% в ПЭТ-упаковки более 1,5 л с 1 мая 2015 года и запрет остальной алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке объемом более 1,5 л со 2 июня 2017 года. Также отраслевое сообщество подготовило поправки к этому законопроекту, которые позволят провести поэтапный переход к меньшим объемам ПЭТ-упаковки. Кроме того, пивовары считают, что необходимо проработать вопрос о введении ограничений на упаковку алкогольной продукции в зависимости от содержания спирта.