Новый закон избавит ЖКХ от недобросовестных игроков, надеются власти. Фото Ильи Щербакова/PhotoXPress.ru
Треть населения страны недовольна качеством предоставляемых в сфере ЖКХ услуг. Правительство, пытаясь хоть как-то решить эту проблему, решило ввести систему обязательного лицензирования управляющих компаний. По мнению властей, это поможет убрать с рынка недобросовестных игроков и победить коррупцию в секторе. Однако независимые эксперты предупреждают, что новые правила лицензирования могут обострить проблемы ЖКХ. После введения лицензирования с рынка могут уйти около 20% управляющих компаний – предупреждают специалисты.
Жилищно-коммунальное хозяйство по прежнему находится в пятерке наиболее злободневных проблем населения. Так, по данным исследовательского холдинга «Ромир», в прошлом году чуть больше трети (36%) респондентов оценили состояние коммунального хозяйства отрицательно. В сравнении с данными восьмилетней давности доля недовольных ЖКХ выросла на 24%. Наибольшие нарекания в работе ЖКХ вызывало у респондентов качество работы персонала управляющих компаний (28%), состояние водопроводных сетей (20%) и отопительной системы (11%).
Решением многих проблем жилищно-коммунального хозяйства, по мнению правительства, сможет стать вступающее в силу лицензирование управляющих компаний. Закон, подписанный 21 июля, предполагает, что начиная с 1 сентября и по май 2015 года все желающие остаться на рынке управляющие компании должны пройти лицензирование. «Лицензирование – это первый шаг в наведении порядка. Эти изменения поддерживает и президент страны, и правительство», – заявил в июле глава Минстроя Михаил Мень.
После мая 2015 года законно работать без лицензии управляющая компания уже не сможет. Получить лицензию сможет только компания или индивидуальные предприниматели (ИП), зарегистрированные на территории РФ, иностранным компаниям доступ на рынок будет закрыт. Доступ к лицензии также будет закрыт для лиц с неснятой или непогашенной экономической судимостью.
Самый важный критерий в лицензировании управляющих компаний (УК) – выдача квалификационного аттестата на основании результатов квалификационного экзамена, порядок проведения и определение результатов которого возлагается на структуры госжилконтроля в регионах. «На плечи госжилинспекций ложится серьезная ответственность в связи с принятием этого закона, ведь именно они будут проверять документацию соискателей лицензии и предоставлять ее лицензионным комиссиям, а также впоследствии выявлять и пресекать нарушения со стороны УК», – напомнил министр 1 августа на Всероссийском совещании с представителями региональных госжилинспекций, передает пресс-служба ведомства.
Лицензирование – это сейчас фактически единственный способ хоть как-то наладить жилищно-коммунальное хозяйство, заявляли вчера участники круглого стола в Общественной палате (ОП) по проблемам лицензирования. «В стране на сегодня управляющих организаций 42,5 тыс., не все они работают хорошо. Закон предполагает отзыв лицензии в том случае, если 15% домов исключены из управления этой компанией. А исключение происходит по двум и более административным нарушениям. Поэтому возможны конфликтные ситуации, может быть использован административный ресурс и компания может необоснованно лишиться лицензии. Возможна ситуация, при которой 85% жильцов довольны, а 15% – нет. Надо подумать над этой пропорцией», – говорит член ОП юрист Артем Кирьянов.
«Ждать, когда рынок ЖКХ сформируется самостоятельно, слишком долго – госрегулирование в этом секторе просто необходимо», – уверен первый замдиректора партнерства «ЖКХ Контроль» Александр Козлов. По его мнению, лицензирование позволит убрать с рынка недобросовестных игроков. Ранее руководитель ставропольского регионального центра «ЖКХ Контроль» Сергей Харитонов заявлял, что 20% управляющих компаний региона «не переживут» процесс лицензирования.
Поскольку правом выдавать лицензию наделяется специальная комиссия, в состав которой войдут как представители органов власти, так и общественные организации и собственники домов, – это поможет добиться объективных решений и устранить коррупционные риски.
По мнению Артема Кирьянова, лицензирование – это хоть и мера жесткого госрегулирования, но оно в существующей ситуации необходимо. «Лицензирование – это конечно не то, к чему нужно всегда прибегать, но в сфере ЖКХ оно во благо», – рассказал он. Возможно, через десять лет ситуация изменится, и ЖКХ можно будет отдать в «руки рыночных механизмов», рассуждает представитель Общественной палаты, но навряд ли раньше.
«Наверное, это (лицензирование) нужно на первом этапе, чтобы как-то урегулировать отношения бизнеса и власти», – соглашается директор партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Но вместе с тем она не уверена, что в результате действий нового закона добросовестный собственник получит именно то, на что рассчитывал.
В частности, представитель «ЖКХ Контроля» напомнил, что в случае, если лицензия у провинившейся компании все же будет отозвана через суд, в результате открытого конкурса собственники смогут выбрать себе другую. Однако если на конкурс не заявится ни одна управляющая компания, то возникает «безвыходная ситуация и головная боль для муниципалитета», сообщил Козлов. В результате управление многоквартирными домами, оставшимися без УК, скорее всего будет передано в муниципальные управляющие компании. «МУП (муниципальное унитарное предприятие) в конкуренции на рынке не заинтересовано», – считает Вепрецкая. По ее мнению, действие нового закона тем самым даже снизит существующую на рынке конкуренцию. «МУП также будет банкротиться, ликвидироваться, будут возникать новые компании. В результате проиграет только собственник, а УК останутся только в новых домах», – резюмирует она.
К тому же с частью положений нового закона представитель «Национального жилищного конгресса» просто не согласна. По ее мнению, он должен быть существенно доработан. В первую очередь в законе более четко должны быть прописаны требования к лицензированию, чего нет сейчас. В новом законе не распределена ответственность между всеми участниками лицензирования. А условие, по которому предлагается лишать лицензии компанию, получившую два негрубых нарушения, по мнению Вепрецкой, и просто недопустимо. «Хотя бы за грубые нарушения», – рассуждает она.