Бизнес-сообщество не даст рубль в обиду, надеются эксперты. Фото Reuters
Члены Европарламента из Польши требуют новых санкций против РФ. В частности, вице-спикер Европарламента Рышард Чарнецкий предлагает исключить российский рубль из мирового торгового оборота. Экспертов такая угроза не напугала – сейчас рубль и так в нем почти не участвует, говорят они. Но это может помешать выходу рубля на международную арену, к чему уже давно стремятся российские власти.
Зампредседателя Европарламента Рышард Чарнецкий предложил ввести против России дополнительные санкции, которые «работали бы на опережение». Об этом он заявил в среду в польском сейме. Чарнецкий предлагает ограничить конвертируемость российского рубля, уменьшить закупки российских энергоносителей и установить контроль над транзитом российского газа в Европу.
«Чтобы противостоять агрессивным милитаристским действиям России, следует рассматривать профилактические санкции, – заявил Чарнецкий. – Президент Владимир Путин должен знать, чего бояться и что его ждет».
На эти высказывания Чарнецкого вчера отреагировал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Идея вывести российский рубль из международного финансового оборота не имеет никаких перспектив, уверен он. «Такие заявления, с одной стороны, говорят о степени политической безответственности автора и, с другой, об уровне его интеллектуальных способностей», – цитирует Нарышкина Интерфакс.
С этой позицией согласились и опрошенные «НГ» эксперты. «Даже если к мнению Чарнецкого прислушаются в Евросоюзе и даже если технически удастся ограничить конвертируемость рубля, России это нанесет минимальный ущерб, потому что рублем больше нигде и не пользуются, – рассуждает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. – Менять рубли на доллары мы в России всегда сможем, а торговля и финансовые операции на внешних рынках осуществляются в резервных валютах. Так что можно считать высказывание вице-спикера просто громким заявлением, которое не будет иметь последствий в силу своей нецелесообразности».
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев также отмечает, что санкции против рубля невозможны, так как его просто не в чем ограничивать и неоткуда исключать. «Если бы рубль был международной резервной валютой, тогда было бы понятно, что тут можно сделать, но рубль ею не является. Так что его в принципе нельзя исключить из международного финансового оборота», – пояснил он «НГ». Мы только стремимся к тому, чтобы рубль стал международной резервной валютой и участвовал в международных денежных расчетах, сейчас этого практически нет, отмечает Николаев. Заявление Чарнецкого можно расценивать как попытку поддержания санкционной активности, но практического значения оно не имеет, полагает эксперт. С другой стороны, именно целям России выйти на абсолютную конвертируемость рубля такие меры могли бы помешать, считает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Действительно, российские власти с 2008 года разрабатывают планы развития Москвы как международного финансового центра, а буквально на прошлой неделе в Ялте президент РФ Владимир Путин поддержал идею продавать энергоносители в национальной валюте. «Это было бы правильно, и мы должны к этому стремиться, но вопрос в том, что это непростая история. Это требует долгого и аккуратного решения», – заявил президент.
Советник Иститута современного развития Никита Масленников указывает на то, что Рышард Чарнецкий не уточнил, что подразумевается под «ограничением конвертируемости рубля». «Строго говоря, выбор проведения каких-либо ограничений по конвертируемости – это дело национальных регуляторов и национальных правительств, – отмечает он. – Господин вице-спикер несколько перегрел тему. Сейчас крупные представители бизнеса из разных стран уже направляют обращения к своим правительствам с просьбой начать мирное урегулирование украинского конфликта и не нагнетать еще больше обстановку. И в дальнейшем таких инициатив от бизнеса будет только больше. А над предложениями Чарнецкого скорее всего посмеются в кулуарах и оставят их без внимания».
Эмоциональность этого парламентария можно понять, говорит Масленников, потому что от встречных санкций России в отношении ЕС польское сельское хозяйство страдает больше всего. «Но в любом случае для осуществления его пожеланий потребовался бы очень большой политический ресурс. Помимо тех, кто объявил санкции в отношении РФ, у России существует немало партнеров, которые совершенно не заинтересованы в неконвертируемости рубля», – рассуждает эксперт.
Отметим, что в результате российского продовольственного эмбарго Польша может лишиться 23 тыс. рабочих мест. Всего же армия безработных в ЕС пополнится на 130 тыс. человек из-за отказа РФ закупать там продовольствие. В денежном выражении потери Евросоюза составят 6,7 млрд евро, сообщил вчера «Прайм» со ссылкой на инвестбанк ING.