Вице-премьер Ольга Голодец завершает ликвидацию обязательных накопительных пенсий. Фото РИА Новости
Ликвидация системы принудительных пенсионных накоплений, о чем «НГ» писала еще два года назад, завершится уже в ближайшие месяцы. Переход к исключительно добровольным накоплениям должен быть оформлен до середины сентября, объявила вчера вице-премьер Ольга Голодец. Курс на отмену обязательных накоплений чиновники объявили еще летом 2012 года. Уже тогда убыточность этих накоплений для граждан была официально признана Государственным пенсионным фондом и министрами социального блока правительства. За весь период существования накопительной системы прирост пенсионных средств граждан оказался ниже уровня инфляции, что не обеспечило даже их простой сохранности, признает и Счетная палата. Единственными защитниками старой системы остаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые лишаются доходов в виде принудительных сборов с граждан.
Решение о переходе на добровольную систему пенсионных накоплений должно быть принято до середины сентября текущего года, заявила вчера вице-премьер Ольга Голодец. «До бюджетного процесса, до середины сентября будет принято решение. Сегодня мы действительно обсуждаем переход на добровольную систему накоплений», – заявила Голодец журналистам. Вице-премьер поблагодарила всех, кто «поддерживает это решение». «Я очень рада, что нас поддерживают в этом решении, при котором сегодня выиграет каждый житель Российской Федерации», – сказала вице-премьер.
По ее словам, «наши пенсии будут стабильными и не будут зависеть от экономической конъюнктуры и от вкладов в те или иные проекты, которые то ли состоятся, то ли не состоятся».
«Если люди захотят накапливать, это будет уже их добровольное желание, и они будут сами оговаривать условия своих вкладов», – подчеркнула она. Голодец добавила, что подготовка проектов нормативных документов, регламентирующих переход на систему добровольных пенсионных накоплений, уже ведется.
Несмотря на громкую рекламу пенсионных накоплений со стороны НПФ, россияне довольно скептически относятся к нынешней системе. Около 40% работников – за отмену обязательной накопительной части пенсии – сообщила во вторник служба исследований компании HeadHunter. Эти данные получены в середине августа в результате опроса более 6 тыс. сотрудников российских компаний. Каждый четвертый респондент рассчитывает вложить освободившиеся деньги более выгодно, остальные были бы рады прибавке в размере 6% от оклада. Каждый третий так и не смог определить свое отношение к пенсионным нововведениям. Негативное отношение к инициативе правительства выразили 29% опрошенных, которые считают, что не смогут рационально распорядиться освободившимися деньгами самостоятельно.
Противники отмены обязательных накоплений скорее всего не знают о том, как именно «рационально» используются их отчисления в существующей пенсионной системе. «Исследование деятельности управляющих компаний… за 2004–2012 годы показало, что в целом полученный прирост средств пенсионных накоплений сложился ниже уровня инфляции, в результате не обеспечивалась сохранность средств пенсионных накоплений от инфляционных потерь», – сообщает в своем отчете аудитор Счетной палаты (СП) Владимир Катренко. Другими словами, обязательные пенсионные накопления были потеряны, а выгоду от них получали только менеджеры НПФ.
Глава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов
не обнаружил приемлемой доходности пенсионных накоплений. Фото с сайта www.pfrf.ru |
Средний уровень инфляции за 2004–2012 годы – 9,65 % в год. А наилучшие показатели прироста накоплений на индивидуальных счетах оказались заметно ниже: в государственной управляющей компании средний прирост составил 5,5%, а в лучших частных фондах – от 6,4 до 9,2% в год. Таким образом, за очень редким исключением граждане просто теряли деньги в обязательной пенсионной системе.
«У граждан, имеющих накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем по страховой части, а накопленные средства обесценились», – объяснял два года назад глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. «Сравните: в 2004–2011 годах инфляция в РФ составила 215%, при этом индексация страховой части пенсии – 337%, а доход от инвестирования пенсионных накоплений государственной управляющей компанией – 149%. Результаты инвестирования НПФ в среднем чуть лучше – 159%, но все они ниже инфляции», – говорит Дроздов.
Теперь граждане будут решать самостоятельно – терять или не терять деньги в накопительной системе. «Добровольные отчисления всегда лучше, чем принудительные. Добровольность увеличивает мотивацию работников и работодателя. Можно надеяться, что эффективность управления накоплениями увеличится, а доходность подрастет до 10%», – говорит директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко.
«Переход от пенсионных гарантий государства к накопительной системе могут позволить себе очень богатые страны либо страны с мизерными пенсионными обязательствами. Мы не относимся ни к тем, ни к другим. Еще 10 лет назад казалось, что наш бюджет богат. Но теперь это уже не так. Сейчас происходит мучительная для политиков процедура признания, что наш бюджет не справляется с нагрузкой», – считает эксперт Русской школы управления Константин Тютюнов.
Впрочем, есть и критики перехода к добровольным накоплениям. «Постоянные изменения в пенсионной системе, как это сейчас происходит в России, на корню подрывают доверие населения к государственным институтам в целом и к пенсионной системе в частности», – говорит гендиректор корпорации «Технониколь» Владимир Марков. Его отношение к нововведениям «резко отрицательное». «Предложения правительства по использованию пенсионных накоплений на венчурные проекты вкупе с постоянными попытками изъять часть пенсионных отчислений на оперативные нужды не может не беспокоить», – говорит Марков.
«Основное противоречие нынешней дискуссии о путях развития пенсионной системы состоит в том, что во главу угла реформы ставится текущее состояние экономики и государственных финансов, а не долгосрочная социально-экономическая политика», – замечает начальник аналитического отдела компании «Русс-инвест» Дмитрий Беденков.