Число сочинских отдыхающих пополнят те, кто не улетел по путевкам в другие страны. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Ростуризм и власти Краснодарского края придумали своего рода утешительный приз для тех отдыхающих, кто не смог воспользоваться путевками из-за банкротства туроператоров. Им предлагают бесплатно провести неделю в Сочи. И хотя дорогу предстоит оплатить самостоятельно, горе-туристам такая идея, похоже, понравилась. Те же россияне, кто еще только планирует свой отдых, уже избегают обращения в туркомпании. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), падение продаж в августе составило 25%.
Туристам, пострадавшим из-за банкротства туроператоров, предлагают бесплатно отдохнуть в Сочи. Об этом вчера сообщил врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов.
Ранее такое предложение действовало лишь для клиентов турфирмы «Нева», однако теперь оно будет распространяться на всех туристов, чьи операторы разорились после 16 июля.
Отдыхающим предлагается бесплатное размещение с завтраком на семь дней в отеле «Бархатный сезон» в Имеритинской долине. Как уточнил министр туризма Краснодарского края Евгений Куделя, для тех, кто захочет остаться в гостинице сверх этого срока, сутки проживания с завтраком обойдутся в 1200 руб. на двоих или в 1000 руб. при одноместном размещении. По его словам, на сегодняшний день поступило более тысячи звонков от туристов, заинтересовавшихся этим предложением, заявки подали 140 человек, выдано 97 ваучеров на отдых. Олег Сафонов уточнил, что клиенты «Невы» должны подать заявки до 30 августа, а других туроператоров – до 8 сентября, передает «Прайм». При этом туристы смогут воспользоваться этим предложением до конца 2014 года. Проект был разработан Ростуризмом совместно с властями Краснодарского края.
Как пояснила «НГ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, дорогу до Сочи туристам придется оплачивать самостоятельно. В то же время бесплатный отдых не лишит их возможности требовать компенсации из-за закрытия турфирм. «Проект не подразумевает отказа туристов от претензий, это никак не связанные вещи. Это попытка хоть как-то компенсировать неприятности, которые пережили туристы, и заодно пиар-акция для самого комплекса «Бархатный сезон». Он очень большой, там около 9 тыс. мест, и его все равно надо загружать. Объект новый, пока малоизвестный, его построили к Олимпиаде. Так что для отеля это помимо всего прочего еще и способ заявить о себе», – рассказала эксперт, отметив, что заявок на отдых в Сочи поступает довольно-таки много.
В то же время в Ассоциации туроператоров России подсчитывают косвенные убытки из-за массового банкротства туроператоров. По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, падение продаж туров в августе предварительно составило 25%. В конце месяца эта цифра может быть скорректирована – «и не в лучшую сторону», отмечает она. «Часть мелких компаний могут начать работать как турагентства или уйти с рынка, но серьезных последствий от этого мы не ожидаем», – цитирует Ломидзе Интерфакс.
Первый вице-президент АТОР Владимир Конторович, похоже, настроен еще менее оптимистично. Доверие россиян к туроператорам может не вернуться, предупредил он. «После «Лабиринта» у потребителя появилась боязнь обращаться к туроператорам. На прошлых крупных банкротствах этот эффект неоднократно замечали – и с «Капиталом», и с «Лантой». Это абсолютно нормально, на какое-то время доверие падает. Но тут эти случаи настолько серьезные, что это доверие, я думаю, упало не на какое-то время. Если мы не изменим систему, не объясним потребителю, что он стал более защищенным, туристический рынок может уже не оправиться», – заявил Конторович в среду.
За последний месяц о банкротстве заявило около 10 компаний, работающих на туристическом рынке. Вчера о неспособности исполнять обязательства перед клиентами сообщило новгородское туристическое агентство «Альфа-тур». Его глава Татьяна Жирнова опубликовала обращение к клиентам, в котором написала, что компания обязуется вернуть деньги в полном объеме и принимает претензии в новгородском офисе. «Мы не скрываемся. Мы решаем финансовые вопросы, чтобы как можно скорее с вами рассчитаться», – отметила она.
Начальник управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин не исключает, что туристические компании уже не смогут восстановить прежний объем продаж путевок. «Если имеется в виду 25% падения продаж через турфирмы, то этот процесс может идти и дальше на понижение. Есть тенденция к прямому бронированию, и вполне вероятно, что нынешний кризис подстегнет более быстрый уход потребителя на этот рынок. В какой степени это произойдет – сказать трудно, потому что точной статистики нет. Но прямые продажи сами по себе растут с хорошей динамикой, и сложившаяся ситуация только это подстегнет. Так что до прежних показателей бизнес может и не восстановиться», – рассказал он «НГ». Тем не менее, по словам Коровкина, туроператоры продолжают удерживать значительную часть туристического рынка, а объем прямых продаж в России пока не так высок, как в некоторых других странах.