В России может появиться собственный офшорный полуостров. Фото Владимира Захарина
Президент Владимир Путин провел вчера очередное совещание с членами правительства по поводу реализации своего Послания Федеральному собранию и майских указов от 2012 года. «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем, а на самом деле пишем только планы», – сказал вчера президент. И хотя эта фраза касалась создания зон опережающего развития на Дальнем Востоке, которые необходимо не просто внести в планы, но и профинансировать, было очевидно, что то же самое относится ко многим другим проблемам. Особой темой на совещании стали планы деофшоризации российской экономики. По оценкам министра финансов Антона Силуанова, только на Кипр и в Нидерланды из российской экономики уходит ежегодно 50 млрд долл. Власти хотят уже в августе внести в Госдуму законопроект о деофшоризации. Похоже, также одной из мер деофшоризации станет создание аналога кипрского офшора внутри страны – в Крыму.
Готовящийся закон о деофшоризации должен усовершенствовать налогообложение российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях.
«Доходы, которые получают российские налоговые резиденты, должны облагаться по российским законам, а не скрываться в офшорах. Законопроект направлен на обеспечение прозрачности операций», – пояснил вчера министр финансов Антон Силуанов.
«У нас со многими странами заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. И сегодня многие предприниматели пользуются этим, причем не раскрывая информацию, в пользу кого распределяются прибыли и насколько обоснованно происходит использование этих льгот», – рассказал президенту министр.
По его словам, многие инвестиции в Россию приходят из офшоров, и обратно в офшоры возвращаются проценты, дивиденды, роялти, которые не подлежат налогообложению по соглашению об избежании двойного налогообложения.
«Мы теряем немалые доходы бюджета. Если брать за год, у нас только на Кипр и в Нидерланды уходит примерно 50 млрд долл. доходов с территории России, – пожаловался Силуанов. – Если учесть, что примерно половина этой суммы является доходами, которые принадлежат российским налоговым резидентам, то мы могли бы получить около 30 млрд руб. дополнительных доходов в бюджет».
Силуанов сказал, что законопроект подготовлен, и сейчас с предпринимательским сообществом обсуждаются лишь некоторые детали. «До конца августа внесем законопроект в Госдуму», – сказал он. И тогда закон должен быть принят в осеннюю сессию.
Как сообщил вчера журналистам по итогам совещания с президентом глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, Владимир Путин согласился на поэтапное введение мер по деофшоризации экономики.
«Здесь мы немного расходимся с правительством: Минфин и правительство считают, что поэтапность можно прописать в законе напрямую. Мы считаем, что то, что будет, условно говоря, с 2018–2019 годов – можно держать в уме и вводить те нормы, которые понятны. Потому что не исключено, что нормы, которые будут действовать через три-четыре года, придется переписывать. Надо наработать практику и посмотреть на другие страны. Могут появиться более эффективные механизмы, чем те, которые сейчас кажутся оптимальными», – цитирует Шохина «Прайм».
Интересный нюанс: пока власти обсуждают планы деофшоризации российской экономики, появляются инициативы по созданию собственных офшоров наподобие кипрского.
Накануне совещания с Путиным стало известно, что Министерство по делам Крыма планирует создать на полуострове аналог Кипра с точки зрения условий для бизнеса – предоставить предпринимателям в Крыму налоговые льготы, чтобы сделать полуостров конкурентоспособным и привлекательным даже в условиях санкций. С этой целью министерство проводило консультации с кипрской стороной, изучало успешный опыт офшорного острова.
Однако некоторые эксперты сомневаются, что борьба правительства с офшорами принесет существенные результаты.
«Закон не сможет помочь ни нашим фискальным органам, которые надеются получить определенные доходы, ни органам, которые заинтересованы в получении более достоверной информации о конечных бенефициарах. Различные схемы и возможности, предоставляемые самыми разными офшорными и околоофшорными юрисдикциями гораздо шире, чем знания наших контрольно-надзорных органов», – сказал вчера «НГ» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Попытки понять, кто за кем стоит, приведут к результату только тогда, когда будет предпринято глобальное, всемирное наступление на офшоры. «Эти сведения будут действительно доступными, если все основные страны скажут офшорам «нет». Но сейчас даже американцы – лидеры в преследовании компаний, скрывающих информацию о доходах, – не борются с офшорами так, как могли бы. Так что наша законодательная деятельность вряд ли даст ожидаемый эффект», – считает эксперт.
По его мнению, положительным результатом станет то, что подконтрольные государству компании будут более прозрачными. Но те частные компании, которые не зависят, к примеру, от госзаказов, вряд ли удастся взять под контроль.
Кроме того, Данилов-Данильян указывает на несвоевременность ужесточений по офшорной линии. «Наш предпринимательский климат не самый благоприятный, в том числе и по налоговым ставкам. И у многих новый закон вызовет лишь апатию и озлобление», – полагает он.
Зато к идее создания собственного офшора в Крыму эксперт отнесся скорее положительно. «Любые условия, которые оказываются выгодны предпринимателям, вызывают интерес. Наверняка какие-нибудь ответвления компаний, способных организовать бизнес в Крыму, туда потянутся», – ожидает Данилов-Данильян.
Если условия окажутся интересными, этот проект вполне может состояться, добавляет эксперт. Рассчитывать на глобальные изменения не стоит, но если бизнес увидит, что линия государства здесь последовательная и утвержденные условия не пересматриваются, это, по словам собеседника «НГ», может многих заинтересовать.