После весеннего роста производства промышленность в июне пошла на убыль. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В пятницу Минэкономразвития (МЭР) официально положило конец спорам о том, находится ли российская экономика в фазе стагнации или уже скатилась в техническую рецессию. По итогам второго квартала ведомство объявило рост ВВП в 0,1%. А значит, говорить о рецессии преждевременно, уверены в министерстве. При этом там отмечают, что многие факторы, обеспечившие этот рост, в июне действовать уже перестали.
Несмотря на негативную динамику показателей в июне, в целом российской экономике удалось избежать технической рецессии, говорится в мониторинге социально-экономического развития РФ, опубликованном в пятницу на сайте Минэкономразвития. В нем ведомство подвело итоги первого полугодия 2014 года.
После снижения ВВП в первом квартале на 0,5% к предыдущему кварталу во втором квартале возобновился позитивный рост на 0,1%, сообщают в министерстве. Всего за первое полугодие рост ВВП составил 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но хотя конечный результат и оказался сравнительно неплохим, многие благоприятные факторы к лету исчерпали себя, отмечает ведомство. «Положительные темпы экономического роста сохранялись прежде всего благодаря уверенному росту обрабатывающих производств. В июне обрабатывающие отрасли продемонстрировали существенный спад. Динамика внешнего спроса в части нефти и газа также начинает ослабевать и ухудшать возможности для роста», – говорится в мониторинге. Сокращаются инвестиции в основной капитал, от которых зависит расширение производства, падают доходы населения, из-за чего не сможет расти потребительский спрос. Так, в первом полугодии 2014 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,8% по отношению к первому полугодию 2013-го. Доходы населения за указанный период снизились на 0,2%.
Напомним, в мае глава МЭР Алексей Улюкаев не исключал рецессии по итогам полугодия. «У нас в первом квартале спад экономики с учетом сезонности составил 0,5%. Теоретически во втором квартале возможен спад на уровне 0–0,1%, но это в пределах погрешности», – заявлял тогда министр (см. «НГ» от 15.05.14). А в июле о рецессии в российской экономике прямо объявил британский банк HSBC, причем, по оценкам его специалистов, снижение во втором квартале составило как раз 0,1%.
В свою очередь, замминистра экономического развития Андрей Клепач тогда же сообщил о продолжающейся стагнации. «По предварительным данным Минэкономразвития, во втором квартале наблюдался нулевой рост», – говорил он в интервью Интерфаксу (см. «НГ» от 15.07.14). Опрошенные «НГ» эксперты подчеркивают, что споры вокруг одной десятой процента не имеют принципиального значения – чиновники и банковские аналитики разными словами описывают одну и ту же картину.
Как говорит ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский, Минэкономразвития, объявив о росте во втором квартале на 0,1%, фактически решило в свою пользу вопрос о том, какими словами назвать происходящие сегодня в экономике процессы.
«Если два квартала подряд нет роста, это называется рецессией. И многие экономисты считают, что рецессия уже началась. Но Минэкономразвития как ведомство, отвечающее за экономический рост, стремится преподать все в более оптимистичном виде, это естественно», – объяснил эксперт. При этом сам Портанский оценивает перспективы второго полугодия скорее как негативные. «Я не уверен, что по итогам года рост сохранится – с учетом санкций, которые все-таки влияют на экономическую активность, и проблем, связанных с перекредитованием многих крупных предприятий. Невозможно сказать, что будет по итогам года, но ожидания тревожные», – рассказал эксперт.
Завкафедрой экономики и управления бизнесом РАНХиГС Эльмира Крылатых, в свою очередь, полагает, что улучшение в экономике может произойти лишь за счет агропромышленного комплекса. Все остальные драйверы роста, похоже, окончательно исчерпаны.