Министр промышленности и торговли Денис Мантуров может возглавить надведомственный комитет по борьбе с незаконной промпродукцией. Фото с официального сайта президента РФ
В России может появиться новая бюрократическая структура над всеми ведомствами – координирующий госкомитет по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, включая контрафакт и серый импорт. Минпромторг готовит проект соответствующего президентского приказа. Некоторые отечественные производители с энтузиазмом восприняли эту новость. Однако пока создается впечатление, что деятельность госкомитета сведется в основном к бумажной работе.
Проект документа вывешен на Едином портале для размещения информации о разработке нормативных правовых актов. Госкомитет возглавит министр промышленности и торговли.
Также в его состав войдут представители других министерств, налоговой, таможенной, миграционной федеральных служб и службы по контролю за оборотом наркотиков, администрации президента, Совета Федерации, Госдумы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росстата и др. В субъектах РФ будут образованы специальные комиссии.
Другими словами, почти вся власть объединится под эгидой нового госкомитета, который займется координацией работы ведомств. Идеи создания надведомственных структур-координаторов в стране не новы. Так, ранее Росалкогольрегулирование предложило создать специальную правительственную комиссию по противодействию выпуску и обороту нелегальной алкогольной продукции (см. «НГ» от 14.07.14).
В то же время большой вопрос – насколько такая координация может быть плодотворной. Например, если говорить о госкомитете по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, то пока создается впечатление, что он погрязнет в бумажной работе. Будет оценивать ситуацию, проводить мониторинги, готовить свои предложения президенту, выступать с ежегодными докладами, разрабатывать концепции, стратегии и планы, придумывать меры борьбы и профилактики для защиты отечественного производителя.
Разрабатываемый Минпромторгом приказ отражает общую линию госуправления российской экономикой. Выступая в этом году на Петербургском международном экономическом форуме, президент Владимир Путин сообщил, что отечественным производителям нужно вернуть российский рынок, поэтому надо работать над импортозамещением.
Опрошенные эксперты признают, что засилье контрафактной промышленной продукции, в том числе серого импорта – серьезная проблема для российских производителей. «Значительная доля товаров иностранного производства – по разным оценкам, не менее 30–40% – импортируется в Россию по серым схемам. В результате бюджет недополучает значительную часть доходов, а ритейлеры не выдерживают ценовой конкуренции с интернет-магазинами, торгующими контрафактной продукцией», – комментирует ситуацию аналитик компании «Финам» Анатолий Вакуленко.
Ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов уточняет, что большая часть контрафакта приходится на продукцию легкой промышленности.
Как сообщили вчера «НГ» в Российском союзе предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпроме), на сегодняшний день объем рынка товаров легкой промышленности оценивается более чем в 3 трлн руб. Из них на незаконно ввезенную и произведенную продукцию (контрафакт) приходится около 35%, то есть более 1 трлн руб. В результате бюджет России недополучает ежегодно более 200 млрд руб.
И основные конкуренты отечественных производителей – это даже не официальные импортеры, а представители нелегального бизнеса, которые производят и ввозят потребительские товары с нарушением таможенного и налогового законодательства, говорит президент Союзлегпрома Андрей Разбродин.
«Не секрет, что несовершенство системы противодействия этим нарушениям приводит к заполнению российского рынка контрафактными и контрабандными товарами», – уточняет он.
По словам Разбродина, на своем уровне пытаются решать проблемы контрафакта и Федеральная таможенная служба, и Минпромторг, и Министерство внутренних дел, но говорить о скоординированных действиях, а тем более четкой государственной политике, направленной на борьбу с нелегальной продукцией, пока не приходится.
«Должна быть обеспечена четкая постоянная координация между министерствами и ведомствами, причастными к проблеме. Подчеркну: именно постоянная координация, а не эпизодические общие совещания и прочие подобные формы взаимодействия», – сказал Разбродин. На этом фоне некоторые отечественные производители с энтузиазмом восприняли новость о создании надведомственного госкомитета.
«Комитет предлагается создать в целях межведомственной координации, мониторинга ситуации и подготовки предложений президенту. Правом принимать нормативные акты комитет не наделен. Очевидно, его решения будут реализованы в деятельности соответствующих ведомств, а при необходимости – в решениях президента. Правительство обходят, поскольку координация затрагивает силовые ведомства, подчиненные главе государства. Все полезно и логично. Можно трактовать создание комитета как следование правилам Всемирной торговой организации по наведению порядка с незаконным оборотом», – комментирует проект документа директор Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская.
В условиях, когда связи между министерствами и иными структурами чрезвычайно затруднены, аппарат управления в целом негибок и неэффективен, создание межведомственных и надведомственных структур – насущная необходимость, считает ведущий эксперт компании «Уральский союз» Олег Сомин.
Однако нашлись в экспертном сообществе и скептики. «Подобная инициатива выглядит излишней. Расширять и без того развитую бюрократическую машину нет смысла, – считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. – Объем серого импорта в России действительно высок, но работа на уровне комиссий и наблюдений ничего не даст: нужно налаживать диалог с продавцами, работать с потребителями, уточнять сертификацию. Заниматься проблемой с начала, а не с конца».
«Борьба с незаконным импортом должна начинаться еще на этапе поступления товара в страну, то есть на таможне», – поясняет финансовый аналитик Lionstone Investment Services Сергей Еременко.
С этим соглашается Валерий Миронов: «Если таможня не справляется с серым импортом, то надо совершенствовать работу таможни. А также погранслужб, которые тоже должны бороться с контрабандой».
Кроме того, как считает Миронов, сама борьба с импортом выглядит сейчас несвоевременной. Импорт и так уже падает – в январе-мае 2014 года спад составил почти 6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (данные ФТС). А в условиях санкций, когда страны могут ограничить проставки в РФ важной высокотехнологичной продукции, комплектующих, скорее надо бороться не с импортом, а за импорт, полагает эксперт.
Для поддержки отечественного производителя Минпромторгу, по мнению Миронова, куда лучше разработать более современную структурную промышленную политику, связанную с демонополизацией и финансовыми стимулами для производителей, малого и среднего бизнеса.
Как сообщили вчера "НГ" в пресс-службе Минпромторга, с инициативой создания такого госкомитета выступили сами промышленники и представители бизнеса, включая импортеров. В пресс-службе подчеркнули, что это будет не надведомственная структура, а именно "межведомственное объединение". "Надо понимать, что речь идет об объединении усилий действующих контрольных органов, а не о создании новой структуры, заменяющей их, - поясняют в пресс-службе. - Работа комитета будет направлена на повышение эффективности противодействия незаконному импорту и обороту промышленной продукции".