Не все детские соки, поставляемые на российские прилавки, соответствуют принятым в стране нормам. Фото ИТАР-ТАСС
Правительство не допустит, чтобы за счет России другие страны поддерживали свою экономику и продвигали под видом санкций протекционистские меры. Об этом заявил вчера премьер Дмитрий Медведев на совещании с торговыми представителями РФ. Одновременно Медведев предупредил, что Москва будет и дальше принимать ограничительные меры по отношению к продукции из Молдавии и Украины. В подтверждение слов Медведева Роспотребнадзор вчера сообщил, что теперь в стране могут отказаться от украинских соков, пива, рыбных и овощных консервов. Введенные ранее ограничения почти на всю молдавскую сельхозпродукцию уже стали головной болью для правительства Молдавии. Как замечают эксперты, к повышению пошлин всегда можно придраться. Именно поэтому власти с таким энтузиазмом вводят нетарифные ограничения – особенно когда нужно найти формальный повод, чтобы продемонстрировать международным партнерам свою позицию.
Премьер Дмитрий Медведев хочет «более эффективно» продвигать экономические интересы России на международной арене.
По его словам, мир постепенно выходит из кризиса, страны – в том числе партнеры РФ – «ищут любые возможности для восстановления экономики и расширения своих позиций на глобальном рынке». И такими «любыми возможностями» становится среди прочего протекционизм.
«Мы не можем допустить, что кто-то поддерживает свою экономику за наш счет или нам в ущерб, а также маскирует протекционистские меры в интересах совершенно определенных компаний под санкции. К тому же делает это, входя в противоречие со своими обязательствами, которые каждая страна принимала на себя при вступлении в ВТО», – заявил вчера Медведев на совещании с торговыми представителями РФ в других странах.
К слову, вчера к введению санкций против РФ подключилась Украина.
Несмотря на все разногласия, Россия, как уверил Медведев, хочет взаимовыгодного сотрудничества с Европой. «Украинский кризис значительно осложнил наши отношения с Евросоюзом. Иногда эти события называют водоразделом между прошлым и будущим Европы, но для нашей страны это не так», – уточнил Медведев. Москва готова к расширению Таможенного союза и к созданию зон свободной торговли с европейскими странами.
Правительство планирует не только сохранить действующие, но и открыть новые торговые представительства РФ в других странах, чтобы они укрепляли экономические связи с зарубежными партнерами. Один из советов, который дал торговым представителям Медведев, – обратить внимание на американский и европейский малый и средний бизнес. Ведь он, по словам премьера, как правило, «менее политизирован». С такими предприятиями можно вступать в кооперацию и договариваться о поставках оборудования.
«Россия по качеству товарной структуры экспорта серьезно уступает другим развитым странам. Сырьевые товары все еще формируют около половины наших экспортных поставок», – сказал Медведев. Поэтому нужно заняться поддержкой и продвижением несырьевого экспорта. В этих целях в стране создается институт кредитно-страховой поддержки экспорта. Обозначенный премьером ориентир – рост несырьевого экспорта РФ не менее чем на 6% в год.
Медведев вчера вернулся к обсуждению последствий для российской экономики от ассоциации Молдавии и Украины с Евросоюзом. «Мы объективно оцениваем негативные последствия таких решений для нашей экономики. Считаем эти риски достаточно серьезными, особенно в том, что касается технического регулирования, стандартов, санитарного и фитосанитарного контроля. Именно поэтому мы ведем консультации с Евросоюзом, с партнерами по Таможенному союзу и по СНГ и будем вынуждены при определенной ситуации вводить защитные меры», – сказал Медведев.
В подтверждение слов Медведева Роспотребнадзор вчера сообщил, что в России может оказаться под запретом не только украинская молочная продукция, но и соки, пиво, овощные и рыбные консервы.
«Перечень этой продукции расширяется: от детских соков, от пива, от овощных консервов до молочной продукции. Нарушения разные, но часто мы видим нарушения в сфере защиты прав потребителя, – цитирует Интерфакс главу Роспотребнадзора Анну Попову. – Последняя ситуация по рыбным консервам – массовая доля сухого вещества не соответствует требованиям. Значительно больше по удельному весу количество заливки или соуса, чем рыбы. Это самая последняя наша находка».
На этой неделе Роспотребнадзор уже ограничил ввоз в страну консервированной плодоовощной продукции из Молдавии, а Россельхознадзор – молдавских фруктов. Тем самым практически вся сельхозпродукция Молдавии оказалась в России под запретом.
К слову, для Молдавии это стало шоком. В Кишиневе считают, что потери от российских ограничений могут составить 150 млн долл. Как сообщает moldnews.md, Кишинев готовит обращение в международный суд. Кроме того, премьер-министр Молдавии Юрие Лянкэ пообещал молдавским аграриям помочь реализовать всю продукцию. Одно из решений – направить средства на то, чтобы предоставить по яблоку в день в детсадах, школах, Национальной армии, летних лагерях.
Также в Молдавии решили ускориться с договором о зоне свободной торговли с ЕС – он начнет действовать теперь не 1 октября, а 1 сентября.
Опрошенные эксперты в который раз обратили внимание на то, что санитарно-эпидемиологические и подобные им нормы и правила часто становятся инструментом торговой политики. Хотя, конечно, Роспотребнадзор и Россельхознадзор этого никогда не признают, они мотивируют вводимые ограничения заботой о здоровье населения.
«И естественно, доказать в ВТО, что это не защита здоровья потребителя, а протекционизм, практически невозможно. Если повышение тарифа зафиксировано в количественном виде и может быть оспорено, то ограничение доступа по санитарно-ветеринарным требованиям практически никогда не может быть доказано как недобросовестная конкуренция», – поясняет завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель. По словам эксперта, введение нетарифных барьеров – это обычная ситуация для международной торговой политики.
«Раньше Россия пропускала некоторые нарушения, закрывая на них глаза, так как была дружественная политика с этими странами. Но когда уже политика стала менее дружественной, Россия стала им показывать, что у нее есть возможность на совершенно законных основаниях взять и притормозить те или иные поставки, поставить препятствие», – говорит политолог, профессор РАНХиГС Александр Михайленко. Эксперт добавляет, что кроме экономических факторов тут, конечно, есть и политические.