Госпрограмму по развитию здравоохранения решено не урезать, но и она в будущем может оказаться экономике не по карману. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Поскольку бюджетное правило после долгих споров было решено оставить неизменным, правительству в будущем году придется изыскивать внутренние ресурсы для выполнения всех заявленных обязательств. Минфин, в частности, предлагает пересмотреть расходы госпрограмм и оптимизировать их на 2%. Оптимизация не затронет здравоохранение, образование, транспорт и сельское хозяйство, пообещал глава Минфина в пятницу на встрече с президентом РФ. Однако судя по «Основным направлениям бюджетной политики» на ближайшие три года, сокращение финансирования может коснуться в том числе и приоритетных сфер.
Правительство одобрило предложения Минфина по оптимизации расходов, заявил в конце прошлой недели глава ведомства Антон Силуанов. «По сути, мы все программы предлагаем оптимизировать на 2%, не сокращая расходы программы на здравоохранение, образование, транспорт и сельское хозяйство. Это у нас приоритет. По этим программам все, что было предусмотрено, сохранится в полном объеме», – объяснил министр на встрече с Владимиром Путиным. Министр отметил, что правительство сейчас изыскивает необходимые новые ресурсы внутри бюджета. Повышение эффективности расходов в этом плане имеет большое значение.
Отметим, что все действующие в России госпрограммы сгруппированы по пяти направлениям. Направление «Новое качество жизни» содержит 12 госпрограмм, в том числе такие программы, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования на 2013–2020 годы», «Социальная поддержка граждан».
Судя по опубликованным на официальном сайте Минфина «Основным направлениям бюджетной политики», доля расходов на здравоохранение внутри этого блока снизится с 10,4% в этом году до 7,7% в 2017 году. Один из основных факторов, определивших сокращение, - это «передача финансового обеспечения медицинских учреждений федерального уровня, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, в систему обязательного медицинского страхования (ОМС)», говорится в документе. Напомним, что в этом же документе содержится предложение, уже успевшее наделать много шума. Речь идет о введении соплатежей для неработающих граждан, за исключением детей, пенсионеров и зарегистрированных безработных. Неработающих россиян могут обязать платить взносы в размере 18% от тарифа на обязательное медстрахование, то есть порядка 3,4 тыс. руб. в год.
Зато, судя по материалам Минфина, в федеральном бюджете вырастут так называемые непрограммные расходы. «Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных сил, укреплению обороноспособности страны и пенсионному обеспечению граждан обусловливает рост доли непрограммных расходов федерального бюджета с 40,8% в 2014 году до 47,1% в 2017 году в общем объеме расходов федерального бюджета. Расходы на обеспечение обороноспособности страны в 2017 году по отношению к 2014 году вырастут на 35,4%, на развитие пенсионной системы – на 38,8%», – говорится в документе Минфина.
Социальное обеспечение и оборона являются основными статьями расхода российского бюджета. И если увеличивать оборонные расходы и оставлять при этом неизменными траты на образование и здравоохранение, тогда оптимизировать остается практически нечего, замечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «Возможно, оптимизация будет производиться за счет сокращения трансфертов из федерального бюджета в регионы. Это чревато тем, что регионы начнут вводить свои налоги, в том числе и налог с продаж», – полагает эксперт.
Между тем Ясин не считает, что предложение по софинансированию медобслуживания безработными как-то противоречит обещаниям Минфина не сокращать расходы на медицину. «Здесь речь идет не о сокращении расходов, а о поиске дополнительных доходов»,– говорит экономист.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев не исключает, что оптимизация в будущем может затронуть и здравоохранение. «Формально нам заявили, что программу на здравоохранение сокращать не будут. Но похоже, что состояние бюджета окажется хуже, чем сейчас представляется властям. Пока нам говорят лишь о планах – где будут сокращать, а где нет. Я думаю, что все-таки придется сокращать программы и по здравоохранению, и по образованию. Минфин это держит в уме и на этот случай уже прорабатывает некоторые идеи. Хотя фактически такое софинансирование для безработных и является нарушением конституционных прав» - отмечает эксперт. Что касается оптимизации госпрограмм на 2%, то она, по мнению эксперта, затронет все области, кроме исключений, названных министром, по крайней мере на первых порах. А значит, оптимизация может коснуться финансирования инновационного развития, модернизации экономики, повышения эффективности государства, поддержки регионов.