Клиенты, судя по опросам, считают Россельхозбанк крайне надежным. Фото РИА Новости
Отечественный банковский сектор, справедливо критикуемый за недостаточную по размерам национальной экономики мощь, сейчас динамично развивается. Роль крупных банков в нем, и в первую очередь банков с государственным участием, растет. Это в последние месяцы помимо всего прочего связано с соображениями финансовой и, если рассматривать проблему глобально, экономической безопасности. Входящие в «большую пятерку» по размерам активов подконтрольные государству Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24 и Россельхозбанк занимали на 1 июля этого года 54,4% российского банковского рынка.
Доля эта в ближайшее время будет только расти. Сейчас, например, объявлено о перекредитовании регионов, которое правительство поручает ВТБ, Сбербанку и Россельхозбанку. А на днях, как известно, соглашение о взаимодействии с банками «большой пятерки» подписало только что созданное Агентство кредитных гарантий, предоставляющее поручительства при получении кредитов малым и средним бизнесом. Повышенное внимание упорядочению и развитию банковской системы страны уделяет и Центральный банк РФ. Он еженедельно выбраковывает пару-тройку из нынешней тысячи с лишним банков страны, лишая лицензии даже таких, казалось бы, мощных и устойчивых игроков, как Мастер-банк. Процессам консолидации в банковском секторе будут способствовать и новые поправки к Закону «О банках и банковской деятельности», принятые в начале июля Госдумой. В соответствии с этими поправками круг банков, обслуживающих счета стратегических компаний, будет ограничен требованиями обладания достаточно большим объемом капитала либо нахождением банка под прямым или косвенным контролем государства.
Помимо количественного роста банковских активов – и суммарных, и средних, приходящихся на один банк, – наблюдается и рост качественный. С развитием финансовой культуры и расширением линеек предлагаемых банками продуктов россияне становятся все разборчивее в выборе банков, а те все активнее конкурируют друг с другом за клиентов. Постепенно меняется и общественный запрос – россияне все больше и больше прибегают к услугам банков не только для потребительского кредитования, но и в поиске средств для развития своего бизнеса. Параллельно с развитием банковского сектора формируется качественно новая инвестиционная культура.
Российские банки успешно соревнуются за лояльность потребителей и стремятся обойти друг друга в этой области. Абсолютным чемпионом, согласно недавнему совместному исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), оказался Россельхозбанк. В ходе исследования были проведены полторы тысячи интервью с клиентами топ-15 банков по объемам розничного кредитования – по 100 клиентов на каждый банк. И Россельхозбанк оказался не только лидером по надежности – 99% его клиентов ответили «да» на вопрос: «Считаете ли вы свой основной банк надежным?», но и лидером по доле «ядерной клиентской базы» – 72% его клиентов будут хранить ему верность, даже если другой банк предложит более привлекательные условия по интересующим их продуктам и услугам. Эта высокая лояльность клиентов дорогого стоит, тем более что у таких конкурентов Россельхозбанка, как ВТБ24 (49%) и Газпромбанк (62%), существенно худшие результаты. Лишь Сбербанк показал сопоставимые цифры (68%).
Еще меньшую лояльность своим кредитным организациям демонстрируют клиенты банков нижней части рейтинга, среди которых есть и такие серьезные игроки, как Райффайзенбанк (35%) или Альфа-Банк (44%).
Главное, однако, – разнообразие и качество предоставляемых клиентам финансовых услуг, демонстрирующие впечатляющий рост. И тот факт, что клиенты выставили более высокие оценки госбанкам не просто по надежности, но по всему комплексу критериев (Россельхозбанк – первый, Сбербанк – третий, Газпромбанк – пятый), предпочтя им такие известные в мире бренды, как ЮниКредитБанк (второй) и Райффайзенбанк (четырнадцатый), свидетельствует как об успехе отечественных лидеров рынка, так и о прогрессе всей отечественной финансовой системы в целом. Важным фактором успеха Россельхозбанка как лидера рейтинга стало наряду с территориальной экспансией и расширением традиционной целевой аудитории – сельхозпроизводителей в регионах – существенное расширение спектра предоставляемых финансовых услуг и создание максимально комфортных условий для клиентов.
Важно и то, что, как видно из результатов исследования, монополии, образно говоря, супербанков, приходит конец, как и расхожему представлению о том, что «большой – значит прекрасный». Другие, менее крупные, но динамично развивающиеся банки, использующие прогрессивные маркетинговые технологии, оказываются в состоянии не просто бросить вызов лидерам сектора, но и в чем-то их превзойти, к вящей радости не только собственных клиентов, но и всех граждан – потребителей банковских услуг.