Глава «Газпрома» Алексей Миллер готов снова и снова повышать внутренние цены на газ. Фото Reuters
Долгожданный контракт с Китаем, заключенный «Газпромом» в мае, похоже, стал для компании поводом требовать от правительства пересмотра действующей тарифной политики. Уже в июне зазвучали просьбы представителей холдинга к властям поддержать «Силу Сибири», увеличив индексацию тарифов в следующем году. И хотя глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце месяца опроверг подобные притязания, из последних заявлений Минэкономразвития становится ясно, что вопрос о повышении тарифов еще не закрыт – ведомство по-прежнему держит оборону, пытаясь сохранить принятые ранее решения.
Примерно через месяц после заключения тридцатилетнего контракта с Китаем представители «Газпрома» стали выражать надежды на повышение установленной правительством планки индексации тарифов в следующем году. Напомним, что, согласно действующему решению, тарифы в 2015 году должны быть проиндексированы на уровень инфляции 2014 года, то есть на 6%. На текущий год тарифы замораживаются и повышаться не должны.
«Газпрому» для строительства газопровода «Сила Сибири» в Китай нужны рост тарифов и налоговые льготы, заявлял в июне зампредправления «Газпрома» Андрей Круглов. Начальник департамента ценообразования компании Елена Карпель так обозначила аппетиты холдинга: в 2015 году предлагается индексация цен на уровень «инфляция + два процентных пункта», в 2016-м – «инфляция + три процентных пункта», в 2017-м – «инфляция + четыре процентных пункта». То есть с учетом прогнозной инфляции фактический рост цен на газ должен составить 8–10%.
На эти высказывания быстро отреагировало Минэкономразвития – один из главных инициаторов тарифных ограничений для монополий. «Мы не поддерживаем этого предложения. Мы как настаивали на решении о том, что тарифы индексируются на уровне инфляции предыдущего года, так и настаиваем, – заявил в конце месяца замминистра экономического развития Сергей Беляков в интервью телеканалу «Россия 24». – Есть решение о том, что тарифы на ближайшие 3–5 лет индексируются на уровень инфляции предыдущего года. Они не пересматриваются именно для того, чтобы не порождать ощущения, что государство непоследовательно в своих действиях и чтобы не увеличивать нагрузку для экономики в целом и для отдельных предприятий и секторов экономики».
Вскоре после этого глава «Газпрома» Алексей Миллер поспешил опровергнуть заявления своих коллег. «Газпром» ни к кому не обращался, чтобы финансировать строительство «Силы Сибири» за счет тарифов. Речь идет о предоставлении определенного преференциального режима для проекта», – объяснил он, добавив, что в первую очередь имеется в виду обнуление налога на добычу полезных ископаемых. Вопрос, казалось бы, на этом можно считать закрытым. Однако последние заявления Минэкономразвития говорят о том, что споры с «Газпромом» продолжаются.
В пятницу позицию ведомства посчитал нужным подтвердить глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Я не вижу ровным счетом никаких оснований для того, чтобы увеличивать индексацию тарифа, состояние компании («Газпрома». – «НГ») финансово устойчиво», – цитирует министра РИА Новости. Агентство напоминает, что, по расчетам топ-менеджеров холдинга, темпы роста цен, предложенные министерством, приведут к тому, что до 2030 года «Газпром» будет обеспечен собственными средствами на инвестиции примерно на 53–54%.
В то же время опрошенные «НГ» эксперты полагают, что ведомству Улюкаева не удастся удержать занятые позиции.
По мнению директора аналитического департамента United Traders Михаила Крылова, «Газпрому» удастся добиться индексации тарифов вплоть до 10%. «Выручка, которая может выпасть из-за различных вопросов, связанных с транзитом через Украину, будет компенсироваться за счет повышения цен внутри страны. Кроме того, условия китайского контракта оказались не самыми выгодными для «Газпрома» – цена на газ будет достаточно низкой. Дополнительных финансовых вливаний требует и увеличение издержек «Газпрома» в связи со строительством газопровода «Сила Сибири» и усилением конкуренции с «Роснефтью» за право эксклюзивного пользования газотранспортной системой. Поэтому мы вполне можем ожидать увеличения тарифов», – говорит эксперт.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев также полагает, что «Газпрому» удастся добиться повышенной индексации, потому что «в принципе решение о заморозке тарифов было неправильным... Так просто проблема ускоренного роста тарифов не решается. После заморозки всегда наступает разморозка, и она бывает болезненной. И болезненность в данном случае выражается в том, что темпы индексации бывают выше, чем ранее запланированные. То есть просьба о более высоком уровне индексации – это следствие решения о замораживании тарифов». Решение заморозить тарифы принималось во многом для того, чтобы справиться с инфляцией, однако оно не дало ожидаемого эффекта, напоминает эксперт. И этот факт, по мнению Николаева, может стать веским аргументом «Газпрома».