Фото Reuters
Новоназначенный министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил, что он проведет «парад победы в украинском городе Севастополе».
Пустое бахвальство? Но когда Гелетей ежедневно берет по два-три города в Донбассе, исключать такой вариант нельзя. Телеканал CNN показал карту, где Славянск оказался в Крыму, и это не случайно. Для Госдепа, Киева и 99% обывателей США и Европы Славянск и Армянск, Донецк и Симферополь – ничем не отличающиеся друг от друга города Украины.
Ну а пока Крым в воздушной и морской блокаде. Я с 14 лет раз или два в год бываю в Крыму и ни разу не видел Ялтинский порт без больших пассажирских теплоходов. А с 1996 года к ним добавились теплоходы класса «река–море» проектов 301 и 302, идущие по маршруту Киев–Севастополь–Ялта.
Теплоходы из Стамбула и Киева везли в Крым многие десятки тысяч интуристов. Сотни тысяч интуристов прилетали через Симферопольский аэропорт. Да, их процент к общему числу туристов в Крыму был невелик. Да, действительно 60% «туристов» приезжало с Украины. Только почти все они ехали на автобусах, плацкартом и на своих драндулетах, со своими консервами, бульбой и салом. Их крымские бабули не регистрировали и в бюджет Крыма от них практически ничего не поступало. А вот доходы от интуристов и стоянок теплоходов в портах являлись весомым вкладом в бюджет полуострова.
Сейчас в портах Крыма нет ни пассажирских, ни торговых судов. Правительство Крыма решает вопрос о полном закрытии восьми портов Крыма. То же касается судостроительных и судоремонтных заводов, которые за последние 20 лет были ориентированы на Украину и на экспорт в дальнее зарубежье.
Совет ЕС запретил ввоз на территорию стран ЕС товаров из Крыма. И опять же подавляющее большинство товаров, произведенных в Крыму, шло в Украину и в страны Европы. Урожай риса погиб полностью из-за неподачи Украиной воды по Северо-Крымскому каналу. Под вопросом урожай других видов сельхозпродукции. Перевозка товаров и людей на автотранспорте и по железной дороге через Перекоп существенно дешевле, чем через Керченскую переправу.
Теперь в Крым летают только российские самолеты. Даже белорусская авиакомпания «Белавиа» прекратила полеты в Симферополь.
Ах, это временные трудности! Я не уверен. А посмотрите на Абхазию. До 1990 года это был один из богатейших районов СССР. В Абхазии имелось свыше 100 больших санаториев и домов отдыха, крупнейший на Кавказе аэродром Бабушеры, cухумский порт ежегодно принимал сотни судов. А сейчас в Абхазию не летают самолеты, не идут корабли. Если не резервация, то самое приятное название – «курортная целина». А почему? Ведь в 2008 году Абхазия объявила о независимости, и ее признала РФ. Прошло шесть лет, и Кремль палец о палец не ударил, чтобы прорвать воздушную и морскую блокаду.
Замечу, что ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IMO (Международная морская организация) действуют по принципу двойных стандартов. Давным-давно авиалайнеры летают в самопровозглашенную Республику Косово, зато уже 40 лет ни самолеты, ни суда всего мира (кроме Турции) не посещают Республику Северный Кипр. Хороший рычаг для разблокирования Крыма – начало консультаций с Турцией о взаимном признании российского Крыма и турецкой Республики Северный Кипр.
Я тут тоже не говорю ничего нового. Ведь уже Абхазия признала Северный Кипр, а Турция – Республику Абхазию. Не будем забывать, в 2015 году в Турции выборы, и премьеру Реджепу Эрдогану, который будет баллотироваться в президенты, это даст весомый козырь.
Возвращение Крыма в Россию резко, примерно на 40%, увеличило товаропоток через Мариупольский и Бердянский порты. Украинский Интернет полон статьями серьезных экономистов о катастрофе, которая ожидает Украину в случае, если Россия закроет Керченский пролив. Так, специалисты международного транспортно-логистического холдинга AsstrA заявили, что для некоторых грузов затраты эти составят вдвое больше: например, если переориентировать поставки металлопроката из Мариуполя в порты Большой Одессы, дополнительно придется затрачивать 357 грн на тонну, а если в Николаев, то 284 грн.
Причем они не видят никакой разумной альтернативы. Одна надежда – «Путин не решится».
Украина считает Крым и «Керченскую протоку» своей собственностью. Киев заявил ММО, что порты и воды Крыма небезопасны для торгового судоходства. Так пусть Европа и выполняет их указания и не отправляет свои суда в Керченский пролив.
Кстати, я говорю «пролив», только чтобы быть понятным читателю. Уже 140 лет по проливу ходят только рыбацкие лодки, а торговые суда ходят по Керчь-Еникальскому каналу. А построили этот канал в 1874 году русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны. Строительство канала продолжалось до 1877 года. Его назвали Керчь-Еникальским по наименованию Керчь-Еникальского градоначальства, которому подчинили коммуникацию. До 2014 года через канал проходило от 50 до 150 судов в сутки. Стоимость обязательной лоцманской проводки одного судна составляла от 500 до 9000 долларов. Кроме того, с каждого судна собираются канальные и маячные сборы.
Суда длиной более 160 м и осадкой более 6 м проходят канал исключительно в дневное время. И до 2014 года начальник Керченского порта каждому судну давал отдельное разрешение на проход Керчь-Еникальского канала.
Риторический вопрос: можно ли пользоваться каналом, не признавая его национальной принадлежности? С 1949 по 1973 год Египет не признавал Израиль и не пропускал его суда по Суэцкому каналу. И при этом никто не грозил Египту санкциями. Но в отличие от Суэцкого, Керчь-Еникальский канал не является международным. Он с 1874 года вел из нейтральных вод Черного моря во внутреннее Азовское море. В Азовском море нет нейтральных вод.
Разграничить акваторию Азовского моря и тем самым признать потерю Крыма Киев ни под каким видом не хочет. Поэтому Россия до заключения договора с Украиной может делать там все что хочет и с точки зрения международного права, и в соответствии с реальным соотношением сил. На Азовском море Украина располагает лишь несколькими патрульными катерами, вооруженными пулеметами.