Фото Reuters
Судя по всему, в ответ на прекращение поставок российского газа Киев хочет лишить Москву права контролировать, а тем более совместно эксплуатировать украинскую газотранспортную систему (ГТС). Соответствующий законопроект украинское правительство одобрило в среду, 18 июня, и сразу передало его на рассмотрение Верховной Рады. Идея передачи этой ГТС в качестве платы за долги России или российско-европейскому консорциуму была не так давно высказана Иваном Грачевым, главой комитета Госдумы по энергетике.
Напомним, что переговоры о создании газотранспортного консорциума с участием ЕС, России и Украины начались еще в 2003 году. За это время менялись форматы вероятного сотрудничества, но для России, как продавца газа, место в этом проекте всегда было зарезервировано. Теперь Россия может остаться вне игры, ведь в разработанном кабмином Украины законопроекте право участвовать в управлении системой магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа будут иметь только компании из Европейского союза и США. При этом все эти объекты предлагается сохранить в государственной собственности Украины и предоставлять их иностранным компаниям в аренду или концессию на платной основе без права отчуждения.
Также не исключается создание совместного предприятия с резидентами других стран, где Украине будет принадлежать не менее 51%. Инициатором данного антироссийского законопроекта являлся Арсений Яценюк. По мнению премьера, это позволит остановить строительство российского «Южного потока» и позволит Украине сохранить транзит топлива через свою территорию. Однако депутаты отложили на неопределенный срок рассмотрение данного закона.
На днях немецкое информационное агентство Deutsche Welle (DW) опубликовало свой прогноз перспектив газового конфликта России и Украины под углом зрения перспектив газоснабжения Европы. С точки зрения экспертов DW, ключевым моментом является судьба украинской газотранспортной системы. Конечно, отмечает агентство, прежде всего интерес к инвестициям в украинскую ГТС может быть у французских, немецких и польских операторов газового рынка. Американским компаниям могут быть интересны только поставки оборудования для модернизации украинской газотранспортной системы.
Но насколько частные инвесторы готовы вкладывать свои деньги, оставляя контроль ГТС за Украиной, – эта проблема пока повисает в воздухе. Однако все эксперты едины в том, что Украина сейчас нуждается в средствах на модернизацию ГТС, поскольку без финансовой поддержки извне дальнейшее использование крайне изношенной газотранспортной системы, даже независимо от нынешнего бойкота газовых поставок со стороны России, стоит под вопросом. В этой связи достаточно напомнить о периодических утечках газа из ГТС, сопровождающихся взрывами.
Поэтому украинское правительство и ищет возможности привлечения средств иностранных компаний. Но при этом Киев явно остается на конфронтационном курсе с Россией. Расчет украинской стороны строится на том, что Москва не решится на длительный бойкот, поскольку через Украину идет 40% европейского экспорта «Газпрома». Если Украина начнет несанкционированный отбор газа зимой (а, судя по всему, именно это Киев и намеревается делать), то компенсировать эти объемы задействованием альтернативных путей Россия – даже за счет увеличения поставок газа через «Северный поток» с полной дозагрузкой трубопровода Opal – не сможет.
Именно через Украину идет экспорт в Юго-Восточную Европу: это Италия, Австрия, Болгария, Словакия, Румыния, Греция, Венгрия, часть Турции. По данным «Газпром экспорта», в 2013 году Болгария на 100% зависела от российского газа, Словакия и Чехия – более чем на 80%, Словения, Венгрия и Греция – более чем на 60%, Австрия почти на 60%, Италия на 35,1%.
На мой взгляд, на сегодня единственным доступным решением проблемы неплатежей и возобновления в полном объеме поставок российского газа Украине, а следовательно, предотвращения несанкционированного отбора газа украинской стороной может быть только оплата украинского долга странами ЕС.
И действительно, в марте 2014 года глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу обещал выделить Украине финансовую помощь в объеме 11 млрд евро в течение нескольких лет. Затем, в конце апреля, источник из состава российской делегации, присутствовавший на трехсторонних переговорах по газу, проходивших в Берлине, конкретизировал, что представители Еврокомиссии заявили о готовности оказать помощь Украине в 10 млрд долл.
Углубление конфликта происходило на фоне получения Киевом обещанной помощи и со стороны МВФ: 7 мая украинский Нацбанк сообщил, что Украине выделен первый транш кредита в размере 3,19 млрд долл. Когда придут остальные средства, неизвестно, но в целом двухлетняя программа «stand-by» для Украины одобрена исполнительным советом МВФ в объеме 17,01 млрд долл.
Судя по всему, «Газпром» рассчитывал, что из первого же транша контрагент сможет хотя бы частично рассчитаться с накопленными долгами, чтобы избежать обещанного отключения от трубы. Как только кредит МВФ был получен, иллюзии исчезли. Нацбанк Украины объявил, что 2 млрд долл. будут направлены на финансирование дефицита бюджета, а еще 1 млрд долл. – в золотовалютные резервы страны.
В этом плане важным представляется начинающийся во вторник визит российского президента Владимира Путина в Вену. Предполагается, что в Вене во время этого визита будет подписан очередной договор по сооружению «Южного потока». Ведь, по сути дела, в средне- и долгосрочном плане только «Южный поток» реально может решить проблему газоснабжения южного подбрюшья Европы. Судя по всему, и в краткосрочном плане Вена может в определенной степени помочь в решении вопроса оплаты украинских долгов. Ведь именно из Вены недавно слышались предложения относительно оплаты украинских газовых долгов России Брюсселем напрямую без украинского посредничества.