Российские военные вертолеты практически всех типов и модификаций пока поднимаются в воздух на украинских двигателях. Фото РИА Новости
Полный запрет «на любое сотрудничество в сфере военно-промышленного комплекса с Российской Федерацией» объявил на днях президент Украины Петр Порошенко. Подобное решение вроде бы уже принимал в марте 2014 года и.о. президента Александр Турчинов. Но его указ тогда касался только вооружений и непосредственно военной техники. Теперь же блокируются любые поставки в Россию двигателей и комплектующих для военных самолетов и вертолетов, боевых кораблей и судов, не будет конструкторского обслуживания со стороны украинских специалистов российских межконтинентальных баллистических ракет, выпущенных в прошлые годы в Днепропетровске.
Эксперты оценивают эту ситуацию как очень сложную. По их данным, от разрыва сотрудничества Украины с Россией в сфере ОПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий. Доля России в сфере военно-технического сотрудничества Украины ранее составляла около 80% от всего объема такой деятельности и ежегодно оценивается в 200 млн долл. Доля Украины в российском ОПК составляла около 3,5%. Это на первый взгляд немного, но соседняя страна поставляла России крайне важную продукцию. Наша оборонка получает 60% редукторов украинского производства для боевых надводных кораблей. Кроме того, для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 в Украине выпускаются тормозные парашюты и гидравлические системы. В производстве новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 также задействованы украинские детали. Украинскими двигателями, выпускаемыми на запорожском заводе «Мотор Сич», оснащены почти все модели вертолетов семейства Миля, ими оснащены и новые учебно-боевые самолеты Як-130, а также самолеты семейства Антонова и т.п. По сути, киевское эмбарго коснется почти каждого пятого военного заказа для ВВС и ВМФ России.
Российское руководство этот факт, похоже, не пугает. «Минпромторг подготовил план полного импортозамещения военной продукции из Украины», – сообщил в понедельник в своем Twitter вице-премьер Дмитрий Рогозин, который отвечает в правительстве РФ за оборонку. Но, собственно, такую задачу поставил правительству еще в конце апреля президент РФ Владимир Путин. Тогда он заявил, что кооперация России и Украины в военно-технической области «имеет большое значение для российского ОПК и решающее, ключевое – для украинского». По словам Путина, Россия в состоянии и по финансовым соображениям, и по технологическому уровню осуществить импортозамещение в течение полутора – двух с половиной лет. Заметим, что о сроке, на который сориентирован план Минпромторга, официально пока не сообщается.
У экспертов есть сомнения в том, что за называвшийся российским руководством срок отечественный ОПК будет в состоянии даже просто технически выстроить на собственной производственной базе всю линейку импортозамещения. Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает: «Чтобы заменить основную военную продукцию, поставляемую из Украины, на отечественную, России необходимо от пяти до семи лет. Конечно, процесс можно будет несколько ускорить. Но это потребует вложения значительных ресурсов и финансовых затрат». По мнению эксперта, гораздо выгоднее и дешевле все же найти с Киевом согласие для продолжения поставок в Россию продукции военного назначения. Тем более что для украинского ОПК, поставлявшего в нашу страну три четверти своей продукции, объявленное эмбарго вообще равносильно самоубийству.