Бразилия готовилась к мировому чемпионату в условиях производственного застоя. Теперь этим предстоит заниматься России. Фото Reuters
Рост российской промышленности, казалось бы, ускоряется. Вчера Росстат сообщил, что в мае промышленность РФ выросла на 2,8% к маю прошлого года. В апреле она росла на 2,4% год к году. Днем ранее Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) выяснил, что с 2007 года по первый квартал 2014-го промышленное производство в России выросло на 8%. Это лучше, чем в развитых странах. Однако российские индустриальные достижения бесконечно далеки от китайских и индийских успехов. В составе БРИК лишь Бразилия оказалась для России сестрой по промышленному несчастью, что тут же заставило экономистов провести между этими странами параллель. Несмотря на апрельские и майские проблески, Россия вряд ли преодолеет в этом году промышленный застой.
В мае российская промышленность выросла на 2,8% к маю прошлого года и на 0,1% к апрелю этого года со снятой сезонностью. В апреле, напомним, промышленность росла на 2,4% в годовом выражении и на 0,8% в месячном.
Обрабатывающее производство в мае выросло на 4,4%, добыча полезных ископаемых – на 0,9%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократилось на 0,5%.
Ранее апрельские данные вселили в экономистов оптимизм. С одной стороны, они говорили, что, возможно, мы наблюдаем лишь «временный конъюнктурный разогрев», а не «новую волну роста». С другой – по их же собственному замечанию, апрель стал переломным месяцем, и все ждали, что покажет май.
Во вторник ЦМАКП обнародовал свое исследование тенденций развития российской промышленности. По его подсчетам, за период с 2007 года по первый квартал 2014-го промпроизводство в России выросло на 8% – даже с учетом кризисного обвала пятилетней давности. Не каждая страна может похвалиться такой динамикой.
Например, во Франции промпроизводство за указанный период сократилось на 11%, а в Италии – на 24%. В США производство выросло за семь лет лишь на 3%, в Германии – на 4%.
Однако на фоне Китая и Индии Россия выглядит заметно хуже. В Поднебесной производство за семь лет более чем удвоилось, в Индии выросло на 30%. В группе стран БРИК лишь в Бразилии схожая ситуация.
В течение последних нескольких лет Бразилия, как и Россия, не только готовилась к проведению чемпионата мира по футболу, но и пыталась преодолеть кризис в своей промышленности. В Бразилии промпроизводство за семь лет выросло лишь на 4%.
Опрошенные эксперты не увидели ничего удивительного в том, что бразильская и российская промышленность оказались сейчас в схожей – застойной – ситуации.
«И для России, и для Бразилии типичны сразу несколько проблем – высокий уровень коррупции, большая роль сырьевой составляющей и, конечно, несопоставимый с Китаем и Индией размер населения, – поясняет управляющий активами компании AForex Сергей Ковжаров. – А для Индии и Китая мощный драйвер – внутренний рынок. Быстрый рост потребления среди огромного населения этих стран дал свои результаты, особенно в Китае».
«Российская экономика имеет определенные схожие черты с бразильской. Это большие страны, богатые ресурсами, из-за чего оба государства шли по пути экстенсивного развития. Сейчас и перед РФ, и перед Бразилией встала необходимость модернизации производства, развития новых технологий и отраслей, а также борьбы с инфляцией. Пока этого сделать не удается», – говорит аналитик QB Finance Мадина Абаева.
В свою очередь, замдиректора Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерий Миронов считает, что застой бразильской и российской промышленности – просто совпадение. Экономика Бразилии более диверсифицированная, чем российская, напоминает Миронов.
Ухудшение российских показателей связано в основном с тем, что не растет мировой спрос на энергоресурсы из-за стремления стран повысить энергоэффективность. Бразилия же столкнулась с кризисным сокращением спроса других стран на свою инвестиционную продукцию. По данным ЦРУ, главные статьи экспорта Бразилии – автомобильное оборудование и автомобили, железная руда, соя, обувь, кофе.
Валерий Миронов оценил вероятность оживления промышленного производства в России в этом году в 25%. Под оживлением сейчас понимается рост на 2–3% в год. Вероятность сохранения застоя – 75%, говорит Миронов. Скорее всего российская промышленность вырастет по итогам года лишь на 0–1%.
Наконец, можно сослаться на результаты опросов руководителей промпредприятий, которые ежемесячно проводит Росстат и затем анализируют специалисты ВШЭ.
Майский опрос выявил, что 33% руководителей промпредпритий ожидают увеличения своего производства через три-четыре месяца. «Это лучший прогноз с февраля прошлого года», – уточнили в ВШЭ. Также участники опроса надеются на скорое увеличение спроса на продукцию.
Но одновременно с этим опрос показал, что сейчас продолжается ставшее уже хроническим сокращение персонала на крупных и средних предприятиях, ухудшаются оценки предпринимателями своего финансового положения.
Специалисты ВШЭ полагают, что те редкие проблески оптимизма, которые зафиксировал опрос, на самом деле уже к осени этого года не оправдаются.