Россиянам предлагают обратить внимание на родные просторы. Фото Сергея Владимирова
Масштабы внутреннего туризма должны быть увеличены вдвое. Такую стратегию отрасли утвердило российское правительство. Правда, сколько туристов в стране сегодня – чиновники точно не знают. Ведь по международным правилам туристом можно считать любого, кто два дня не ночевал дома. Так что в туристы формально можно записать каждого дачника. В Ростуризме предложили другие показатели – число ночевок и коек в гостиницах. Ночевать в отелях и пользоваться туристической инфраструктурой должны не только россияне, но и иностранцы. В Ростуризме вчера назвали главную проблему отрасли – неверное соотношение цены и качества, а также слишком дорогой транспорт.
То, что россияне любят отдыхать в основном за рубежом, – миф, считают в Ростуризме. Ведь загранпаспорт есть всего у 10–15% граждан. Правда, в ведомстве вчера признали, что большая проблема российского туризма – «не всегда правильное соотношение цены и качества». «У нас очень дорогой отдых. Иногда дешевле семьей слетать в Турцию или Египет, чем отдохнуть в России», – говорит представитель ведомства.
Причина такого дисбаланса – низкая конкуренция на рынке, но теперь, как ожидают чиновники, конкуренция будет расти благодаря строительству гостиниц.
Еще одна проблема российской туриндустрии – транспорт. «Львиная доля стоимости турпакета – транспортные расходы на самолет, поезд. К сожалению, транспорт по стране у нас очень дорогой, – говорят в Ростуризме. – Последние два-три года мы серьезно работаем с Минтрансом, Росавиацией, РЖД, чтобы сделать для туристов транспорт доступнее по цене. К сожалению, быстро сделать это не получается. Но такая работа ведется».
В минувший понедельник премьер Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития туризма РФ до 2020 года. Стратегия предполагает, что за ближайшие шесть лет в стране произойдет настоящий гостиничный бум. Почти в 1,5 раза должна вырасти численность как самих гостиниц, так и мест в них. К 2020 году в гостиницах должно обслуживаться 77 млн человек против 41 млн человек в 2012-м.
Количество ночевок в гостиницах должно вырасти с 73,5 млн по итогам 2012 года до 120 млн к 2020-му. В развитие гостиничной отрасли ежегодно понадобится инвестировать несколько десятков миллиардов рублей. Инвестиции должны идти не только от государства, но и от бизнеса. Объем платных гостиничных услуг должен составить через шесть лет 228 млрд руб.
Кроме того, Стратегия предполагает, что к 2020 году должен увеличиться приток иностранцев в Россию – с 28 млн в 2012 году до 40 млн в 2020-м. Правда, в этом показателе учитываются не только туристы, но и люди, приехавшие в Россию по работе.
В то же время со статистикой внутреннего туризма в стране все не так просто. Когда чиновники призывают удвоить показатели, они, похоже, иногда сами не до конца понимают, что именно хотят удваивать.
На правительственном совещании вице-премьер Ольга Голодец сказала: «Стратегия въездного и внутреннего туризма ставит для нас амбициозную задачу – увеличение внутреннего туризма с 31,7 млн (это цифра, которую мы имели по прошлому году) до 76 млн в течение ближайших четырех лет». О каких именно миллионах идет речь – вице-преьмер не уточнила. Не поняли этого и представители отрасли. Собственно, нет таких цифр и в утвержденной Стратегии. По крайней мере через четыре года – то есть в 2018-м – 76 млн чего-либо в целевых показателях не фигурируют.
В Ростуризме вчера напомнили, что, по методике Всемирной туристической организации (UNWTO), «туристом считается любой человек, который больше одной ночи ночует в месте временного пребывания». «И если мы будем считать по методике UNWTO, то получается, что у нас даже каждый дачник – это уже турист. Хотя понятно, что все это очень условно», – пояснил собеседник «НГ».
Поэтому более показательной в Ростуризме считают статистику ночевок в отелях. Правда, даже путешествуя по стране, далеко не каждый турист селится в гостинице. Люди могут временно арендовать дома у местных жителей, и ни в какой статистике это не отразится.
Тем не менее в Ростуризме настроены оптимистично. С 2012 года правительство начало активно развивать туристическую отрасль. Была принята федеральная целевая программа по развитию въездного и внутреннего туризма на 2011-2018 годы, которая предполагает выделение бюджетных средств на создание туристической инфраструктуры, продвижение России как туристически привлекательного направления, на образование и повышение квалификации в сфере туризма.
«Например, еще совсем недавно в Москве было невозможно отдохнуть человеку среднего достатка – даже иностранцу. Потому что было очень много хороших пятизвездочных гостиниц и почти не было бюджетных – трех-, четырехзвездочных. Но теперь ситуация изменилась. Появились гостиницы эконом-класса. Стали появляться хостелы, чтобы могли приезжать студенты, школьники. По стране строится много новых отелей, пансионатов», – перечисляют в Ростуризме. Способствуют развитию отрасли в том числе крупные спортивные мероприятия.
Некоторые регионы именно с развитием туризма связывают сейчас свой экономический рост. «Это Алтайский край, Ярославская и Вологодская области. Это даже такие регионы, как Саха-Якутия и Бурятия. Таких регионов очень много. Дальний Восток продвигает свои туристические услуги – например, на азиатском рынке», – говорят в Ростуризме.
Будет ли востребована строящаяся и уже построенная туристическая инфраструктура среди самих россиян – пока трудно сказать. Социологические опросы фиксируют противоречивые настроения граждан. Например, ранее исследовательский центр портала Superjob.ru задал вопрос: «Если бы не было никаких ограничений, в каком месте мира вы бы провели свой идеальный отпуск?»
Вариантов ответа оказалось очень много, и самым массовым стал «в России», после России участники опроса назвали Мальдивы. Правда, то, что Россия заняла первую строчку, еще не значит, что внутренний туризм станет массовым. Ведь на самом деле за РФ отдали свой голос лишь 7% опрошенных.
Эксперты считают, что увеличить показатели внутреннего туризма получится, если предложить россиянам достойную, качественную и недорогую альтернативу дачному отдыху. А пока что – несмотря на все усилия – россияне выбирают скорее между дачей и заграницей, чем между дачей и российскими курортами. Даже присоединение Крыма пока не изменило эту ситуацию.
«Сейчас неразрешенные транспортные проблемы многих удерживают от поездок на полуостров. Также зашкаливает стоимость авиабилетов на черноморские курорты. Заявленные спецтарифы на деле фактически не действуют. В сухом остатке мы получаем дорогой перелет, некачественные отели и непонятные перспективы отдыха с необеспеченной безопасностью, – говорит гендиректор «Центра путешествий» Татьяна Черникова. – На сегодняшний день мы не заметили прироста заявок на отдых в Крыму. Видимо, потому, что туризм на полуострове все-таки имеет стихийный характер и осуществляется не по готовым турпродуктам».
По словам эксперта, по-прежнему дешевле и качественнее слетать в популярные летние страны – Грецию, Хорватию, Испанию, Черногорию, Турцию. «То есть туда, куда налажен турпоток, заранее поставлены чартерные рейсы и выкуплены гостиницы», – сообщает Черникова. Дешевле купить горящий тур в перечисленные страны, чем лететь в Крым или на курорты Краснодарского края.
Тем не менее эксперт надеется, что со временем по этим направлениям получится наладить турпоток, чартерные рейсы, хороший гостиничный сервис и доступные цены.
Целевые показатели туристической стратегии РФ | ||||
Индикатор | 2015 | 2016 | 2017 | 2020 |
Въезд иностранцев в РФ, млн поездок | 30,5 | 32 | 33,6 | 40 |
Численность постояльцев в гостиницах*, млн человек |
48 |
51 |
56 |
77 |
Количество гостиниц*, тыс. единиц | 10,8 | 11,6 | 12,4 | 15,5 |
Вместимость гостиниц*, тыс. мест | 714 | 767 | 825 | 1025 |
Число ночевок в гостиницах*, млн единиц | 85 | 91 | 97,5 | 120 |
Объем услуг гостиниц*, млрд. руб. | 161 | 174 | 185 | 228 |
Инвестиции в осн.капитал гостиниц*, млрд. руб. | 24 | 26 | 30 | 40 |
* гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года. Источник: Стратегия развития туризма в РФ до 2020 года |