Правительство Дмитрия Медведева не обольщается по поводу увеличения доходов. Фото с официального сайта правительства РФ
Первый квартал 2014-го стал удачным для российского бюджета – впервые за три года он завершился с профицитом. Как рассказал вчера на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев, профицит составил 1,1% ВВП. Несмотря на этот высокий показатель, сворачивать режим экономии правительство пока не собирается. Ведь главную роль в исполнении бюджета сыграли временные факторы – ослабление рубля и высокие цены на нефть.
Российский бюджет завершил первый квартал 2014 года с профицитом в 175 млрд руб., или 1,1% ВВП, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг. Доходы бюджета увеличились по сравнению с прошлым годом на 13%, или на 0,7% ВВП, отметил, в свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов.
Министр рассказал, что нефтегазовые доходы повысились при этом на 1,1% ВВП – во многом за счет укрепления курса доллара, роста экспорта газа и увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В то же время доходы, не связанные с нефтью и газом, снизились на 0,4%. Силуанов объяснил это падением импорта и уменьшением объема платежей за пользование недрами.
А вот налог на добавленную стоимость (НДС), по данным Минфина, увеличился на 10,5% за счет улучшения администрирования и замедления темпов роста налоговых вычетов. Министр также отметил сокращение расходов бюджета на 0,7% ВВП за счет снижения объема трансферта в Пенсионный фонд России.
Между тем, несмотря на удачное завершение первого квартала, правительство, похоже, не собирается расслабляться и продолжает урезать расходы и затягивать пояса налогоплательщиков.
Опрошенные «НГ» эксперты объясняют: обеспечить профицит бюджета во многом помогла девальвация рубля и высокие цены на нефть, но, поскольку это временные и нестабильные факторы, экономия властей выглядит вполне оправданной.
«Правительство смотрит в будущее без позитива и в соответствии со своими ожиданиями вносит корректировки в бюджет. Цены на сырье являются величиной переменной, поэтому правительство пытается снизить зависимость от ценовых колебаний и страхуется. А меры по сокращению расходов и повышение налогов дополнительно укрепляют бюджет», – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
«Достигнутый эффект позволил сгладить последствия снижения темпов роста ВВП. Тем не менее замедление экономики, растущая инфляция, непредвиденные расходы на развитие Крыма и санкции все еще могут значительно повлиять на состояние бюджета», – рассуждает гендиректор компании GKFX Дмитрий Раннев. Эксперт допускает, что снижение расходов может сопровождаться и другими непопулярными мерами – такими, например, как изъятие пенсионных накоплений в следующем году.
«Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов создает риски для всей российской экономики», – полагает аналитик компании «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. Повышение госрасходов было бы уместно лишь в случае роста ненефтегазовых доходов бюджета, которые сейчас, напротив, снижаются, отмечает он. «В противном случае при снижении цен на нефть правительству придется экстренно урезать госрасходы, а это приведет к росту социального недовольства и более резкому падению ВВП», – объясняет Нигматуллин.
По мнению аналитика по макроэкономике UFS IC Василия Ухарского, профицит бюджета в первом квартале сложился во многом неожиданно для правительства. «Минфин заложил дефицит бюджета на этот год в размере 389,6 млрд руб. При этом вялотекущий мировой финансовый кризис пока продолжается. Крупнейшие экономики мира выходят из него медленно и неохотно, и российская экономика не исключение. Рост ВВП в первом квартале был незначительным, а инфляция в годовом выражении уже вырвалась за пределы установленной правительством верхней планки 6% на конец года. К глобальным трудностям можно добавить и локальные. Нестабильная ситуация в Украине, риск введения санкций, волатильность на фондовом и валютных рынках, трудности с ликвидностью в банковском секторе – все это заставляет задуматься в первую очередь о сохранении накопленных резервов», – говорит эксперт. Поэтому, по мнению Ухарского, сокращение расходов выглядит оправданным.