Китайцы уже взялись за сельское хозяйство в России. Фото Reuters
На фоне сложных отношений с Западом российские власти все чаще ищут сотрудничества с азиатскими партнерами. Вчера министр финансов Антон Силуанов встретился в Пекине с инвесторами, которые, по его словам, заинтересованы в совместных с РФ инфраструктурных проектах. Силуанов посулил китайским предпринимателям преференции и льготы, а также договорился о создании российско-китайского рейтингового агентства, которое будет оценивать инвестиционные проекты «вне политики».
Глава Минфина Антон Силуанов вчера в Пекине принял участие в Пятом финансовом диалоге России и Китая. Министр встретился с представителями деловых кругов КНР, которые, по словам Силуанова, проявляют интерес к совместным с РФ проектам.
«В ходе диалога обсуждалась макроэкономическая ситуация в России, геополитические изменения, а также участие китайских инвесторов в реализации российских инвестиционных проектов. В первую очередь китайских партнеров интересовали проекты в области инфраструктуры, энергетики, строительства железнодорожных магистралей», – пояснил министр.
При этом российская сторона пообещала потенциальным инвесторам льготы. «Мы высказались, что будем предоставлять необходимые преференции, так как заинтересованы в китайских предпринимателях, которые реализуют важные для нас инфраструктурные проекты», – цитирует Силуанова Интерфакс.
В числе возможных источников финансирования российский министр назвал и Фонд национального состояния (ФНБ). «Если китайские партнеры будут дальше продолжать сотрудничество, то эти ресурсы могут быть направлены и на российско-китайские проекты», – в таких формулировках министр пообещал китайским инвесторам поддержку за счет российских резервов.
Кроме того, страны договорились о создании рейтингового агентства, которое будет оценивать их совместные инвестпроекты. По словам Силуанова, оно будет пользоваться теми же инструментами и критериями, которые есть у действующих международных рейтинговых агентств. «В первое время оно будет заниматься оценкой проектов в области российско-китайского сотрудничества с привлечением ряда азиатских стран. По мере набора веса и авторитета оно может выйти на уровень, когда к его услугам могли бы прибегать и другие страны», – отметил министр. Стороны надеются, что такое агентство в своих оценках будет учитывать лишь экономические критерии и останется «вне политики», добавил Силуанов.
Между тем сам факт создания совместного с Китаем агентства в пику западным Fitch и S&P, снизившим кредитный рейтинг России в разгар геополитического конфликта с Украиной, выглядит скорее политическим жестом, чем экономической необходимостью.
Опрошенные «НГ» эксперты единодушно согласились с тем, что китайские инвестиции окажут значительную поддержку российской экономике. «Однако эффект будет виден не сразу, поскольку речь идет о реализации масштабных долгосрочных проектов», – предупреждает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова.
Сотрудничество с Азией для России не является неожиданностью, ведь Китай – крупнейший партнер РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уверен замдиректора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. «У нас самая большая граница и взаимодополняемые экономики, и, конечно, все последние договоренности имеют принципиальное значение в условиях охлаждения отношений с Западом. Однако у нас не должно быть лишней самоуверенности – всех проблем эти договоренности не решат. Мы на Европу в значительной степени заточены, у нас 50% внешней торговли с Евросоюзом, а с Китаем намного меньше. Но то, что мы переходим к инвестиционному сотрудничеству с Китаем – это очень важный шаг, потому что до сих пор оно у нас было в загоне, и по инвестициям в российскую экономику Китай отставал от Японии и от Южной Кореи», – рассказал эксперт.
Аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин считает, что нефтегазовая, угольная и лесная отрасль, а также металлургия и трубная промышленность только выиграют от развития российско-китайских отношений. А вот идею использовать средства ФНБ в рамках инвестиционного сотрудничества с Китаем эксперт оценивает негативно. «Основное предназначение ФНБ – формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан на долгосрочную перспективу. Инвестирование в проекты с окупаемостью выше 15–20 лет несут в себе слишком высокие риски, которые вряд ли приемлемы для такого рода фондов», – полагает он.
«Не вижу никаких противоречий в том, чтобы использовать для стимулирования экономики средства ФНБ – этот фонд и задумывался как буфер, помогающий сглаживать резкие колебания в рамках экономических циклов. Сейчас именно тот момент, когда следует им воспользоваться», – уверен, в свою очередь, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
«Интересы России и Китая могут сойтись на Дальнем Востоке, которому не хватает развитой инфраструктуры и инвестиций, и здесь сотрудничество с китайцами могло бы помочь в строительстве дорог, портов и других важных объектов, а также создать гарантированный рынок сбыта», – отмечает председатель совета директоров QB Finance Роман Шпаков. Вопрос в том, чтобы на китайском направлении не было перекосов в ущерб западным партнерам, потому что в этом случае, по мнению эксперта, Россия может стать заложницей навязываемых ей условий и невыгодной ценовой политики.