Министр энергетики РФ Александр Новак. 30 мая 2014 года. Фото Reuters
Тот факт, что первый транш в размере 786 млн долл. – неоспариваемых долгов за февраль–март 2014 года, по сообщению украинской стороны (документы на этот счет были показаны только представителям Еврокомиссии), – переведен «Газпрому» (правда, не напрямую, а через Нью-Йорк), тем не менее внушает надежду на урегулирование конфликта, связанного с хроническими украинскими неплатежами. Практически это означает, что Европе, возможно, не придется мерзнуть предстоящей зимой. Но для этого необходимо еще согласование цены за газ – как ранее поставленный в апреле и в мае, так и будущий. По словам российского министра энергетики Александра Новака, в случае поступления средств на счета «Газпрома» российская сторона может продолжить диалог, не прибегая к режиму предоплаты. Но времени остается немного – до 2 июня. Напомним, что «Газпром» требовал выплаты около 2 млрд долгов (включающих в себя ноябрь 2013 года и май 2014 года) и еще 0,5 млрд (с 7 июня) в качестве предоплаты за июнь, если долг не будет оплачен до конца мая. Всего же долг за 2013–2014 годы, кстати, признанный Еврокомиссией, но не Украиной, составляет более 4 млрд долл. Но даже данный перевод, представляющий, по оценке российской стороны, только 20% суммы долга, состоялся благодаря давлению на Киев именно европейской стороны, озабоченной складывающимся положением дел. Ведь если не начать в ближайшее время закачку газа в украинские газовые хранилища, зимой Европа останется без газа.
Основная проблема состоит в том, что Украина не признает как изменения цены на газ с апреля и повышение ее до 486 долл. за 1 тыс. куб. м газа, так и цену 2013 года в 380 долл. (до последних уступок тогдашнему президенту Януковичу), считая такие цены несправедливыми. Поэтому России придется договариваться и по цене, и по уровню задолженности, поскольку обойтись без транзита в Европу через территорию Украины «Газпром» пока не может. Тем более что Еврокомиссия намерена, судя по всему, сохранить Украину в качестве транзитной страны и ставит всяческие препоны сооружению «Южного потока», который вообще мог бы снять существующую проблему и дать возможность поставлять газ в обход Украины. Не говоря уже о заполненном только наполовину по вине той же Еврокомиссии трубопроводе OPAL, соединяющем «Северный поток» с газотранспортной системой (ГТС) Европы.
Выходом из такого положения с учетом двойственной позиции комиссии ЕС могла быть скорее всего приватизация украинской газотранспортной системы и передача ее в счет долгов России. Эту идею высказал в ходе недавней дискуссии на круглом столе, посвященной поиску путей решения украинской задолженности, Иван Грачев, глава комитета по энергетике Госдумы. Как он считает, сейчас эта ГТС стоит 5–7 млрд долл., и еще такая же сумма понадобится на ее ремонт. С точки зрения Грачева, при такой заинтересованности в украинском транзите Брюссель мог бы взять подобные расходы в значительной степени на себя. До этого европейцы высказывали желание создать своего рода трехсторонний консорциум для управления украинской ГТС. Но вопрос в том, пойдут ли киевские власти на такой в значительной степени компромиссный для «Газпрома» вариант, как отдача за долги своей ГТС? Ведь американцы (как сообщает Русская служба новостей) рекомендуют только что избранному украинскому президенту Петру Порошенко занимать жесткую позицию в отношении России и по газовым спорам, и по Крыму.
Скорее всего именно этим обстоятельством объясняется стремление Киева привлечь к разрешению этих споров международный арбитраж. Но арбитраж, как полагает эксперт Института энергетики и финансов Алексей Громов, прежде всего дело долгое, и решение проблемы (которое может быть необязательно в пользу Киева) может зависнуть. Выгодно такое положение дел, пожалуй, только США. В складывающихся условиях Вашингтон может подтолкнуть европейцев активнее искать альтернативные российскому газу варианты поставок, даже крайне невыгодные для них по цене.