Старт этой ракеты запланирован на среду, 28 мая. Фото с официального сайта Роскосмоса
Российская космонавтика оказалась не только в технологическом кризисе, но и на стратегическом распутье. Новое руководство Роскосмоса пока не может сформулировать привлекательную стратегию развития. А вице-премьер Дмитрий Рогозин объявляет все новые и новые установки. После планов освоения Луны им овладела идея отказаться от работ на Международной космической станции (МКС) в пользу нового сотрудничества в космосе с Китаем. Эксперты указывают, что Россия стремительно теряет свой технологический потенциал и ей почти нечего предложить из прогрессивных технологий.
Сотрудничество России и Запада в космической сфере возможно при соблюдении двух условий. Первое – Россия может предложить своим партнерам уникальные, более прогрессивные технологии и опыт. И второе – между странами не должно быть политического конфликта. Сейчас оба условия нарушены. Об этом сообщил вчера на конференции в Москве член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Караш.
По его словам, если Россия действительно хочет и дальше продолжать именно международное сотрудничество в космической сфере, она должна уже сейчас заняться прежде всего разработкой и созданием принципиально новой техники для исследования космоса. «Тогда есть надежда, что, несмотря на политические разногласия с Западом, Россию все равно позовут в новые проекты, и она сможет быть там полноправным партнером», – сказал Караш.
Правительственные чиновники, в свою очередь, рассуждают иначе: не Россия должна чего-то достичь, чтобы привлечь западных партнеров, а партнеры должны чем-то заинтересовать Россию – например, экономической выгодой. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин уже не раз – и в начале мая, и в понедельник во время поездки в Крым – говорил о своих сомнениях в целесообразности участия России в проекте МКС после 2020 года.
«Пилотируемая космонавтика – это более 30% всего бюджета Роскосмоса, а навара с этого мы получаем очень мало, – цитируют вице-премьера информагентства. – Нужно обеспечить максимально прагматичную отдачу от космоса, а не заниматься тем, чем мы занимаемся уже 30 лет, пока без особых результатов». По его словам, просто так летать вокруг Земли – не комильфо «для великой космической державы». Довольствоваться советским наследием – тоже нельзя. Поэтому вице-премьер призвал совершить технологический рывок в космической отрасли.
В иностранной прессе, правда, расценили заявления Рогозина как продолжение холодной войны в космосе. США просили Россию продлить свое участие в МКС до 2024 года – Россия на фоне введенных Америкой санкций не соглашается это делать.
Возможно, теперь ключевым партнером России в космосе станет Китай. В понедельник Дмитрий Рогозин сообщил, что он вместе с руководством Роскосмоса планирует в конце июня обсудить с китайскими партнерами возможные проекты сотрудничества в пилотируемой космонавтике. Одно из направлений сотрудничества – «лунный проект». По словам вице-премьера, перед специалистами Роскосмоса сейчас стоит «задача обосновать этот проект экономически и политически».
В заявлениях о завершении сотрудничества по МКС слишком много эмоций, считает Караш. Но эксперт признал, что действительно после 2020 года участие в МКС становится для России бессмысленным. Стоимость эксплуатации и ремонтных работ будет уже слишком высока. Но точно так же не совсем понятно, насколько для России выгодно именно с экономической точки зрения участие в совместных с Китаем лунных проектах.
Ведутся разговоры, что на Луне можно добывать ресурсы – в частности, гелий-3. Однако Караш, ссылаясь на мнения ученых-ядерщиков, заметил, что такие «приступы лунатизма» больше похожи на аферу. «Неизвестно, появятся ли когда-нибудь реакторы для использования гелия-3 в качестве топлива», – сказал эксперт. По его словам, не менее утопична идея обустроить Луну как плацдарм для полетов на Марс.
К этому стоит добавить, что Китай, который брал за основу для своих космических проектов именно советские разработки, вряд ли сможет помочь России совершить качественный скачок в космической отрасли. Поэтому не только обоснованность лунных проектов вызывает сомнения, но и само стремление кооперации с Китаем.
Технологический рывок действительно необходим. Последние успешные проекты по изучению, например, Марса завершились у нас еще в конце 80-х годов. Еще раньше были остановлены лунные проекты. Сейчас ученые и инженеры пытаются возродить эти проекты прошлого века, рассчитывая на восстановление ключевых технологий. Речь идет, в частности, об аппарате «Луна-Глоб». На 2018–2019 годы запланирован полет орбитального аппарата «Луна-Ресурс» («Луна-Глоб-2») и посадочного зонда «Луна-27». Но эти проекты вполне могут отложить.
Кроме отставания в информационных технологиях российская космонавтика сегодня страдает от катастрофического снижения надежности. Об этом, в частности, заявил гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. По его словам, количество инцидентов с ракетами «Протон» выросло в два раза за последние 10 лет. Аварии происходили из-за исполнительских дефектов, что свидетельствует об ухудшении, если не деградации, производственной системы. Но поломки «Протонов» – это лишь видимая часть айсберга.
В самом Роскосмосе даже после скандальной смены руководства в прошлом году, похоже, так и не смогли до конца определиться с космической стратегией до 2030 года, в которой были бы прописаны и первоочередные цели, и их бюджетное обоснование. В конце 2013 года обновленный Роскосмос объявил тендер на разработку концептуальных документов по развитию космической деятельности России. Сторонним компаниям были обещаны 1,8 млрд руб. за разработку концепции.
В феврале этого года Генпрокуратура потребовала от Роскосмоса отменить итоги тендеров. Прокуроры тогда указали новому главе Роскосмоса Олегу Остапенко, что написание стратегий или анализ направлений развития космической техники – это исключительные полномочия Роскосмоса, и передача их другим хозяйствующим субъектам противоречит закону. По мнению прокуроров, условия тендеров на разработку новых стратегий за 1,8 млрд руб. были составлены с нарушениями и грозили нецелевыми расходами бюджета.