У главы государства свой взгляд на технологическое перевооружение. Фото Reuters
Россию ждет крупнейшее за полвека технологическое перевооружение. Модернизацию будут стимулировать и кнутом и пряником – и штрафами за отказ от современных технологий, и более доступными инвестициями и кредитами. Также в планах – рост экспорта неэнергетических товаров на 6% в год. Такие цели назвал президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Эксперты недоумевают: власти на словах хотят изменить структуру экспорта, а на деле продолжают выстраивать именно сырьевую экономику.
Владимир Путин пытается убить двух зайцев одним выстрелом: нарастить энергетический вес России и изменить структуру экспорта, переориентировав его на неэнергетические товары.
Для этого понадобится масштабное технологическое перевооружение предприятий. Во многом оно будет добровольно-принудительным. Таков итог завершившегося в Санкт-Петербурге экономического форума.
Россия должна кардинально и в сжатые сроки изменить структуру своего экспорта. Об этом заявил Владимир Путин на заседании ПМЭФ в пятницу. Цель – рост неэнергетического экспорта РФ на 6% в год. Для этого власти расширят поддержку несырьевых компаний, будут проводить политику импортозамещения, пытаясь при этом не нарушать нормы Всемирной торговой организации. Еще одно направление – подготовка современных кадров. По словам президента, к 2020 году доля высококвалифицированных работников должна составить не менее трети от числа подготовленных специалистов, занятых на рынке труда.
«Мы понимаем: чтобы демонстрировать устойчивые высокие темпы роста, стране недостаточно отдельных даже крупных проектов, – признал Путин. – России нужны настоящая технологическая революция, серьезное технологическое обновление, нам необходимо провести самое масштабное за последние полвека технологическое перевооружение наших предприятий».
Модернизация будет насаждаться при помощи кнута и пряника. С одной стороны, власти вынудят предприятия заменить устаревшее, неэффективное и, как правило, неэкологичное оборудование на новое. «Мы должны… устранить использование устаревшего оборудования и так называемых грязных технологий. Должны сделать так, чтобы это было экономически нецелесообразно и невыгодно», – пояснил Путин.
С другой стороны, власти обещают облегчить доступ промышленности к дешевым инвестиционным и кредитным ресурсам, предоставить налоговые льготы для стартующих с нуля предприятий. Среди мер, которые должны помочь промышленности получить более дешевые кредиты, – докапитализация системно значимых банков. От правительства президент потребовал заранее учесть в проекте бюджета на 2015–2017 годы финансирование технологической революции. Осуществить рывок на новый уровень стране поможет масштабное развитие инфраструктуры. «Поставлена задача в ближайшие годы вдвое увеличить объем строительства и реконструкции федеральных и региональных автомобильных дорог», – сообщил президент.
Но настоящей стройкой века станет возведение различных объектов в рамках подписанного с Китаем газового контракта. Как рассказал Путин, в течение 4–6 лет со стороны РФ будет инвестировано около 55 млрд долл. в строительство заводов, новой газовой, дорожной и энергетической инфраструктуры, создание тысяч современных высокотехнологичных рабочих мест. «Это будет самая крупная стройка в мире. Без всякого преувеличения», – уточнил президент. Больше всего надежд возлагается именно на газовую инфраструктуру. «Цепочка понятна: чтобы создать газовую инфраструктуру, трубы нужны. Чтобы трубы произвести в нужном количестве, а их много нужно будет, металлургическую промышленность поддержим. Металлурги поддержат, в свою очередь, горняков», – объяснил президент. Наконец ожидается, что воспрянет духом система внутреннего газоснабжения.
В субботу на встрече с представителями глобального бизнеса и мировых информагентств президент продолжил разговор об экономических перспективах. По его словам, после подписания газового контракта Китай станет равноценным с Германией потребителем российского газа – обе страны будут закупать у РФ по 40 млрд куб. м газа в год. Но в дальнейшем Китай вполне может стать крупнейшим в мире потребителем российского газа, если будет заключен еще один контракт с РФ. Беспокоиться, что российского топлива кому-то из импортеров не хватит, не стоит. «Газпром» сегодня добывает около 440–450 млрд куб. м газа в год, а потенциал добычи – 650 млрд куб. м газа в год, уточнил президент. «Ресурсной базы там достаточно. Мы этого не делаем пока, потому что нет соответствующего потребителя на такие объемы, но это делается очень быстро и легко, этот объем добычи будет увеличен», – сказал Путин.
Стремление руководства страны выстроить несырьевую экономику в каркасе сырьевой – удивляет. «Власти говорят, что мы будем увеличивать несырьевой экспорт. И одновременно мы готовы вкладывать огромные деньги в инфраструктуру экономики именно сырьевого типа. «Южный поток», труба с Китаем – все это скелет экономики сырьевого типа. Чудес не бывает. Построенные трубы надо будет чем-то заполнять. Значит, все ресурсы экономики будут направлены на то, чтобы увеличивать добычу, чтобы выполнять контрактные обязательства», – предупреждает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Желание нарастить несырьевой экспорт в рамках сырьевой экономики скорее всего не исполнится. Также не способствуют наращиванию российского неэнергетического экспорта санкции. Николаев привел пример противоречий в экономической политике государства – Россия решила в рамках газового контракта обнулить для китайцев налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Значит, бюджет недополучит средства. И эти средства как раз не будут направлены на модернизацию», – замечает эксперт.
Сомнительна, по мнению Николаева, и сама идея принудительной модернизации. «Предприятие не внедряет новые технологии и получает штраф. Какую экономику вы развиваете? Рыночную? Но в рыночной экономике лучший стимул для модернизации – это конкуренция», – говорит эксперт. Поэтому нужны условия для конкурентной борьбы, а не для произвола чиновников.
О необходимых условиях для роста инвестиций в инфраструктуру, от которой зависит модернизация, рассказали в конце минувшей недели специалисты Ernst&Young. Они изучили стратегические документы государства и сделали вывод, что ожидаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты в России в период с 2009 по 2030 год составит 969 млрд долл. Однако для обеспечения такого роста необходимо реформировать законодательство и повысить прозрачность процесса принятия решений. Участники проведенного Ernst&Young опроса чаще всего жаловались на сомнительность проводимых тендеров и недостаточные гарантии возврата инвестиций.