Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев информирует правительство о выполнении госпрограмм в 2013 году. Фото РИА Новости
Через два года три четверти федерального бюджета будут расходоваться в рамках государственных программ. Премьер Дмитрий Медведев рассчитывает за счет этого повысить эффективность госрасходов. Однако пока особых достижений на этом поприще нет – в настоящее время лишь 5 из 38 госпрограмм можно считать успешными, все остальные оценки «отлично» не заслуживают. Эксперты объясняют это в большей степени формальным подходом, который сегодня преобладает в министерствах и ведомствах, ответственных за госпрограммы. Кроме того, чиновники в большинстве своем не мотивированы на результат, нет и персональной ответственности за достижение целевых показателей.
Вчера на заседании правительства подводились итоги реализации госпрограмм в прошлом году. Минэкономразвития подготовило сводный план по всем 38 утвержденным программам. «Такой комплексный анализ с учетом целевых показателей, контрольных событий и, конечно, уровня кассового исполнения должен быть регулярным, но был проведен впервые. Тема важная. Госпрограммы охватывают практически все области нашей жизни и, соответственно, все сферы деятельности правительства, на их основе, исходя из заложенных приоритетов, формируется трехлетний федеральный бюджет», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Этот подход премьер считает правильным и перспективным, поскольку благодаря государственным программам у правительства есть четкое понимание, какой результат должен быть получен на выходе.
Впрочем, понимание само по себе от проблем не спасает. Не случайно, говоря об итогах прошлого года, Медведев признал, что только пять госпрограмм оцениваются как высокоэффективные. В этом коротком списке – социальная поддержка, развитие здравоохранения, противодействие преступности, защита от чрезвычайных ситуаций, развитие авиапрома. Результаты восьми программ признаны средними. До оценки «ниже среднего» дотянули еще пять. Реализация трех – по науке, лесному и рыбному хозяйству, – по словам премьера, признана «недостаточно эффективной». «Конечно, здесь разные факторы. Это и неблагоприятная ситуация на целом ряде рынков, и объективные факторы, замедляющие развитие нашей экономики. Общее снижение инвестиционной деятельности. Но в любом случае это не снимает ответственности с исполнителей государственных программ и руководителей этих ведомств», – заявил Медведев.
Критическое осмысление результатов 2013 года продолжил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Он напомнил, что в портфеле правительства сегодня 42 госпрограммы. Из них утвержденных – 39, но фактически работа идет по 38, объединенных в пять направлений. «Мероприятиями госпрограмм охватываются не только финансовые инструменты, финансовые средства, но и вся совокупность инструментов и средств государственной политики, нормативно-правового регулирования. Впервые бюджет на трехлетку сформирован в разрезе госпрограмм с их детализацией до уровня подпрограмм. Этому способствовало то, что мы за этот год научились лучше работать в части составления. Мы сформулировали цели и прошли через экспертную их обкатку. У нас доработана методология расчета показателей, это помогло подняться на новый уровень бюджетирования – 58%», – сообщил министр. По его словам, расходы федерального бюджета через два года будут на 75% формировать на основе госпрограмм. Это станет возможным после утверждения программы развития пенсионной системы. В дальнейшем, после утверждения госпрограммы обеспечения обороноспособности страны, показатель вырастет до 95%.
Слабые прошлогодние результаты Улюкаев объяснил не только просчетами министерств и ведомств, но и неблагоприятным макроэкономическим фоном: рост ВВП снизился, сократилась и инвестиционная активность в стране. «Мы разрабатывали госпрограммы, исходя из представления о росте более чем 3%, а получили по итогам года 1,3%. Это, конечно, серьезно изменило возможности по реализации мероприятий госпрограмм», – признался докладчик. Вмешалась и стихия – наводнение на Дальнем Востоке потребовало оптимизации госпрограмм и перераспределения средств. Подвел и бюрократический аппарат – не все руководители методологически корректно справлялись с этой работой в части контроля ответственных исполнителей, в части эффективности межведомственного взаимодействия.
«Средняя степень достижения показателей у нас – 91%. Из 380 предусмотренных контрольных событий в отчетном году исполнено 329, степень реализации – 86%. По уровню кассового исполнения расходы федерального бюджета по госпрограммам в целом – это 96%», – констатировал Улюкаев. Он призвал коллег учесть результаты 2013 года, что позволит скорректировать программы, и тогда они станут «надежной базой для формирования бюджетных назначений».
Целесообразность программно-целевого подхода для экспертов очевидна. Желательно, чтобы федеральные расходы проходили через программы и правительство осуществляло бы контроль за полнотой и правильностью использования казенных средств, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Без этого будет преобладать стремление к чисто механическому освоению выделенных финансовых ресурсов, что всегда не самым лучшим образом влияло на показатели эффективности. Вместе с тем Ясин считает, что контролировать реализацию госпрограмм должны уполномоченные органы. Они могли бы справляться лучше, чем министерства и ведомства.
«Госпрограмма предполагает реализацию плана мероприятий по четкому целевому принципу. Иными словами, когда определены цели, источники финансирования, правила расходования бюджетных средств, последовательность решения задач и т.д. Все это – движение в правильном направлении. К сожалению, сейчас госпрограммы формируются достаточно формально. А от формального подхода ждать особых результатов не стоит. У чиновников, по сути, не появилось мотивации работать лучше, что оставляет широкое поле для коррупции при распределении бюджетных назначений», – подчеркнул директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он уверен, что именно из-за этого эффективность целого ряда госпрограмм остается низкой.