Введением соцнорм власти рассчитывали решить проблемы ЖКХ. Фото Reuters
Вслед за решением отложить введение норм потребления электроэнергии власти дали обратный ход и по другим направлениям. Вчера премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которое откладывает нормирование потребления воды, газа и теплоснабжения. В документе подчеркивается, что сделано это по техническим причинам. Так, менее 60% квартир и индивидуальных домов в настоящее время оснащены водосчетчиками. Установка приборов учета газа и тепловой энергии предполагает высокие затраты, а потому вообще признана экономически нецелесообразной. Эксперты не исключают, что правительство вернется к этому вопросу, но только в следующем электоральном цикле – после президентских выборов 2018 года.
Вчера стало известно, что Дмитрий Медведев подписал распоряжение, отменяющее введение социальных норм потребления в сфере водоснабжения, отопления и газоснабжения. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте правительства. В пояснительной записке отмечается, что эксперимент с введением соцнормы на электроэнергию, в рамках которого жители семи регионов оплачивали по фиксированному низкому тарифу лишь определенное количество электроэнергии, а все остальное им обходилось значительно дороже, показал, что обязательным условием здесь является оснащенность приборами учета среди большинства потребителей. «При этом, согласно данным Росстата, по состоянию на 30 июня 2013 года оснащенность квартир и индивидуальных жилых домов индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды составляет 57,5%», – говорится в справке правительства.
Еще один аргумент против введения пайка на холодную и горячую воду – отсутствие перекрестного субсидирования, ликвидация которого считается одной из основных целей введения соцнорм потребления услуг ЖКХ. На этом основании Медведев пришел к выводу, что установление нормы потребления в сфере водоснабжения пока преждевременно. Однако Минэкономразвития, Минфин, Минстрой, Минэнерго и ФСТ до 1 ноября текущего года должны представить доклад о возможности установления соцнормы на воду с учетом перспектив оснащения квартир и домов приборами. Нормирование же потребления в сфере тепло- и газоснабжения признано экономически нецелесообразным, поскольку требует значительных затрат.
Следует сказать, что пару месяцев назад власти отложили введение энергопайка с 1 июля 2014 года на 1 июля 2016 года. Премьер рекомендовал профильным министерствам и ведомствам популяризировать эту идею через СМИ. Первым среагировал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, предложивший повысить в 1,5 раза соцнорму для многодетных семей и инвалидов, что, впрочем, не сделало энергопаек более привлекательным в глазах населения. Теперь аналогичное отступление началось и по другим видам коммунальных услуг. Между тем ранее предполагалось форсировать переход на социальные нормы потребления в системе ЖКХ. Например, 2015 год Медведев называл наиболее вероятным для введения норм потребления в сфере водоснабжения. По замыслу нормирование должно приучить население рачительно расходовать электроэнергию, беречь тепло и воду, тем самым содействовать повышению энергоэффективности отечественной экономики.
Как было сказано выше, в сентябре 2013 года в семи регионах стартовал эксперимент с соцнормами на электроэнергию. Размеры энергопайка существенно отличались в разных субъектах Федерации: от 50 кВт-ч в Нижегородской и Владимирской областях до 190 кВт-ч в Орловской области, что уже само по себе вызвало брожение в умах и недовольство.
Инициатива правительства по введению норм была встречена в штыки в том числе Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Пропрезидентская организация заявила, что нормы потребления в коммунальной сфере воспринимаются населением негативно. Активисты ОНФ утверждали, что россияне не понимают сложного механизма определения социальной нормы потребления, считают это завуалированным повышением цен на коммунальные услуги. Решение Медведева отложить на два года введение энергопайка при таком раскладе выглядит скорее вынужденной политической уступкой, чтобы не наживать врагов в своем лагере и не обострять социальную напряженность в обществе, полагают эксперты.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что и вчерашнее решение не вводить нормирование для воды, газа и тепла продиктовано вовсе не техническими проблемами. В данном случае первичен конфликт интересов: если вводить нормы очень высокие, то это будет выгодно населению, но не выгодно поставщикам услуг ЖКХ. Если нормы будут занижены, то коммунальные платежи резко вырастут и пострадают потребители. А отсюда до социального протеста – один шаг. «Поэтому, наверное, правительство и решило в среднесрочной перспективе не вводить соцнормы в сфере ЖКХ», – предположил политолог. Макаркин напомнил, что страну ждут выборы – парламентские выборы в 2016 году, президентские в 2018 году, накануне которых подарки электорату, подобные соцнормам, власть не делает.
«Введение социальных норм потребления на воду, свет, газ и отопление должно снизить объем потребления населением. Однако подготовительная работа еще не проведена, поэтому новые тарифы вступят в силу позже планируемого. Исключение – электроэнергия. Контролировать потребление воды сложно – счетчики установлены далеко не во всех квартирах и домах. Многие не делают этого из-за споров с управляющими компаниями. Счетчики на тепло и вовсе вызывают удивление у россиян. Кроме того, климатические условия на подавляющей территории страны не позволяют снизить потребление теплоэнергии даже при сильном желании. Соцнорм на газ стоит ожидать в последнюю очередь», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.