Огромные объемы экспорта вынуждают Китай искать новые транзитные пути. В числе приоритетов – строительство порта в Крыму. Фото Reuters
Россия не присоединяла Крым, а лишь предоставила ему убежище. Главными же виновниками бегства Крыма и нынешнего сепаратизма восточных областей являются киевские власти. Такое описание украинского кризиса сегодня можно найти в официальной китайской прессе, которая еще недавно описывала планы миллиардных инвестиций в строительство новых крымских портов как продолжение Великого шелкового пути. Одним из результатов воссоединения Крыма с РФ может стать подключение нашей страны к масштабному китайскому проекту. Прежде новый морской путь из Китая в Европу фактически выглядел альтернативой транзита через Россию. Похоже, сейчас у проекта есть хорошие перспективы реализации уже с российским участием. Вопрос в том, остается ли для китайцев, с учетом новых геополитических реалий, крымский проект актуальным. Что касается угроз США наказать каждого инвестора, рискнувшего вложить деньги в новый регион России, то эксперты убеждены, что Китай может и не обратить на них внимания.
Экономические санкции США и Евросоюза, которые уже введены либо могут быть введены в отношении России в ответ на присоединение Крыма и волны протестных выступлений на юго-востоке Украины, вынуждают руководство нашей страны думать над сменой вектора торгово-экономического сотрудничества. Альтернативой, и не без основания, называется сотрудничество с Китаем. Однако здесь важно не столько желание Москвы развернуться на Восток, сколько готовность Пекина к совместным инвестпроектам. Принципиальный момент – оценка китайского руководства событий в Украине. Несмотря на то что однозначной поддержки России в этом вопросе из Пекина до сих пор не прозвучало, публикации в официальных СМИ КНР свидетельствуют в целом о понимании российской позиции.
Обращают на себя внимание формулировки, которые используются китайскими журналистами и экспертами для анализа ситуации. Вот что пишет специальный комментатор зарубежного издания газеты «Жэньминь жибао» Цзя Сюйдун: «Вслед за «предоставлением убежища» Крыму Россией несколько городов Восточной Украины непрерывно сотрясаются от протестов, пророссийские силы выходят на улицы, пытаясь поступить по примеру Крыма. Временное правительство Украины называет ситуацию в Восточной Украине «терроризмом», к тому же обвиняет Россию в закулисных интригах, обещая провести «антитеррористическую операцию»; США и Европа обвиняют Россию во вмешательстве в дела Восточной Украины, предупреждая Россию не вмешиваться снова, иначе страна столкнется с дальнейшими санкциями; Россия отрицает обвинения Украины и США, в то же время требует от Украины не применять силу в отношении протестующих в восточной части страны».
Автор подчеркивает, что ситуация на востоке Украины является практически точной копией ситуации в Крыму. Страна находится в смятении и на пути к расколу. Оппозиция и нынешнее временное правительство, по мнению Цзя Сюйдуна, стали главными виновниками сепаратистских волнений в Украине. «Дойдя до ситуации с Крымом, временное правительство Украины обратилось за помощью к США и Европе, обнаружив, что у них отнюдь не так много возможностей и желания применять санкции к России», – пишет он. И резюмирует: США и ЕС не могут не реагировать, но опасаются ответа России. Таким образом, Украина не может выполнить свои обещания, а потеря Крыма – это страдания, которые ей придется взять на себя.
Можно считать, что «Жэньминь жибао» транслировала позицию Пекина по украинскому вопросу. Для Москвы, ищущей ответ на экономические санкции Вашингтона и Брюсселя, это хороший знак. Диверсификация торгово-экономического сотрудничества сейчас в повестке дня. Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский напомнил «НГ», что в мае должен состояться визит в Китай президента Владимира Путина, в ходе которого, как ожидается, будут подписаны новые соглашения и контракты. Ученый надеется, что это даст новый импульс двусторонней торговле и инвестициям.
Примечательно, что Путин, отвечая на вопрос корреспондента «Синьхуа» после «Прямой линии», состоявшейся в минувший четверг, заявил, что двусторонние отношения между РФ И КНР «сегодня находятся на беспрецедентно высоком уровне и по торгово-экономическим связям, и по сотрудничеству в высокотехнологической сфере, и по взаимодействию в области обороны и безопасности, и по международной проблематике». Президент сказал, что в мае он ожидает встречи с китайскими друзьями, с которыми у него сложились не только хорошие деловые, но и личные дружеские отношения.
Российско-китайским отношениям действительно есть куда развиваться. Взять инвестиции – китайцы вложили в российскую экономику всего 4,5 млрд долл., россияне в китайскую – около 2,5 млрд долл., отметил Островский. Объемы двусторонней торговли на этом фоне вроде выглядят внушительно – почти 90 млрд долл. по итогам 2013 года. Однако все познается в сравнении. И сравнение это не в пользу России. Например, объем торговли с Евросоюзом у КНР – 540 млрд долл., с США – около 500 млрд долл., отметил эксперт. Впрочем, пока для РФ восточный вектор не главное: до 85% внешнеторгового оборота нашей страны приходится на Европу. Островский уверен, что существенно нарастить торговлю с Китаем до конца года – задача выполнимая.
Улучшить статистику российско-китайского сотрудничества можно не только за счет новых проектов, но и за счет «украинского наследства», доставшегося Москве вместе с Крымом. Речь идет о строительстве крупнейшего на полуострове порта возле города Саки. Соответствующий меморандум был подписан в конце прошлого года во время визита в КНР президента Украины Виктора Януковича. На первом этапе инвестиции планировались в объеме 3 млрд долл. Китайцы рассчитывали через новый порт вывозить к себе украинскую сельхозпродукцию, а поставлять на рынки Восточной Европы продукцию своих машиностроительных компаний.
Замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин полагает, что в прежнем виде проект был скорее вреден для России. Он исходит из того, что китайцы, в рамках воссоздания Великого шелкового пути, стремились получить новый маршрут транзита грузов, который бы конкурировал с железнодорожными и автомобильными перевозками по российской территории.
Однако после присоединения Крыма к России ситуация принципиально изменилась. Вопрос в том, захотят ли китайские партнеры вкладывать миллиарды в Крым под угрозой американских санкций. Эксперты уверены, что Пекин угрозы США и их союзников не остановят. «Китайцы далеко не всегда следуют американским рекомендациям и проводят самостоятельную политику. Им вообще не очень важно, что думает третья сторона», – говорит Островский. Ученый убежден, что при нынешнем раскладе именно Китай является для России чуть ли не «единственным оптимальным партнером».