Крымские транспортники ждут наплыва туристов. Фото Reuters
Крым заявляет, что готов к приему туристов. Но остается головоломный вопрос, как их туда доставить. Дешевых авиабилетов, по данным туроператоров, хватит лишь на 100 тыс. человек. А новый вариант с паромной переправой в Краснодарском крае, пусть даже по комплексному билету, мало кто посчитает слишком удобным.
Уже в ближайшее время в железнодорожных кассах России можно будет купить комбинированный билет для поездки в Крым. Он будет включать оплату проезда на поезде до Анапы, переправу через Керченский пролив, а также билет на крымский автобус до конкретного курорта. Цену такого путешествия озвучил в минувшие выходные заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул на совещании в «Артеке». По его словам, проезд на пароме и автобусе от Анапы до Ялты, Симферополя, Феодосии или Судака будет стоить 350 руб. Маршрут Анапа–Евпатория обойдется в 420 руб., а Анапа–Севастополь – 430 руб. К этой стоимости необходимо также прибавить цену железнодорожного билета до Анапы.
«Комбинированный билет будет приобретаться в железнодорожной кассе. Купить его можно будет в любой точке страны. Соответственно будет обычный железнодорожный тариф до Анапы, затем паром или катамаран и далее автобус до места назначения», – цитирует Асаула агентство «Крыминформ».
При этом паром идет в Крым не из Анапы, а из порта «Кавказ», который находится примерно в двух часах езды от города. Так что автобусных отрезков в этом маршруте будет два – на краснодарской стороне и на крымской. А вот скоростные катамараны из Анапы в Керчь действительно обещают пустить на линию в конце апреля.
Асаул сообщил, что решение о субсидировании перевозок на комбинированном участке уже принято, в настоящее время предложение о ценах направлено на рассмотрение в Минфин. Ранее министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что транспортно-логистическая схема доставки пассажиров в Крым по российской территории должна быть отработана уже к началу мая, а комбинированный билет может появиться в продаже 1 июня. При этом ответственность за пассажира, следующего и по железной дороге, и на пароме, и в автобусах, фактически ложится на РЖД, добавил Соколов. «Надо будет заключать договоры непосредственно со всеми компаниями, со страховыми компаниями, вести взаиморасчеты. Все это юридически непросто. Задача сложная, но решаемая», – отметил он.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе в целом одобряет идею единого билета, но не относится к ней как к чему-то реальному и быстроосуществимому. «Задумка очень неплохая, но как ее внедрять, пока непонятно», – говорит она.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, в свою очередь, полагает, что даже если этот план будет реализован, вряд ли пассажиры посчитают его очень комфортным. «Наземное движение в Крым в обход Украины очень неудобное и долгое. Поезд, автобус, очередь на паром, потом еще один автобус… Я не уверена, что многие семьи, особенно с детьми, поедут таким путем – сколько бы это ни стоило», – говорит эксперт. При этом, по словам Тюриной, самолетов, чтобы перевезти всех туристов, может и не хватить. «Все авиарейсы из разных городов России за сезон смогут перевезти порядка 400 тыс. человек. А чиновники хотят привлечь от 3 до 6 млн отдыхающих. В прошлые годы 80% туристов ехали в Крым на машинах и поездах, а теперь путь по земле фактически закрыт. Но новый, длинный и сложный маршрут мало кто выберет», – рассуждает эксперт.
По данным АТОР, до недавнего времени из 6 млн отдыхающих в Крыму на Россию приходилось около 1,5 млн человек. Так что теперь, чтобы выполнить установки властей, число россиян там придется увеличить как минимум вдвое. Надеяться приходится только на себя – туристы из других стран вряд ли в этом году массово поедут в Крым. Так, гендиректор белорусской авиакомпании «Белавиа» Анатолий Гусаров прямо заявил в конце прошлой недели, что рейсы из Минска в Симферополь в этом году совершаться не будут из-за низкого спроса на билеты.
Российские чиновники пытаются, наоборот, снабдить россиян дешевыми билетами в Симферополь – на субсидирование авиарейсов планируется выделить из федерального бюджета 679 млн руб., что позволит обеспечить низкие цены на 200 тыс. билетов. Однако, отмечают в АТОР, речь идет лишь о билетах в один конец. А значит, слетать «туда-обратно» смогут лишь 100 тыс. пассажиров.