Особая экономическая зона «Алабуга» делает Татарстан привлекательным для инвесторов. Фото с сайта www.alabuga.ru
В июне на Петербургском экономическом форуме впервые представят национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации. Этот инструмент за несколько месяцев создан представителями бизнес-сообщества и Агентством стратегических инициатив (АСИ), которых поддержал президент Владимир Путин. Цель рейтинга – не карать власти регионов, которые не блещут успехами в привлечении частных инвестиций, а учить на опыте лучших практик. Иными словами, наглядно показывая всем, чего можно добиться, устраняя административные барьеры и поддерживая бизнес в реализации новых проектов.
Вчера под председательством президента Владимира Путина состоялось заседание наблюдательного совета АСИ. Речь шла о национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации. Задача создать его была поставлена в ноябре 2013 года и была включена в Перечень поручений по итогам Послания главы государства Федеральному собранию. Национальный рейтинг призван дать объективную оценку работе региональных и местных властей по созданию благоприятной среды для реализации инвестпроектов, значимых для социально-экономического развития территорий. Вместе с АСИ в формировании рейтинга участвуют РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и Торгово-промышленная палата.
В тестовом режиме новый инструмент заработает в мае, а первые результаты будут озвучены на Петербургском экономическом форуме. «Три недели назад на съезде РСПП образован рейтинговый комитет. В него наряду с ведущими деловыми объединениями страны вошло и Агентство стратегических инициатив», – сказал президент. Задача комитета – сбор информации о состоянии инвестклимата в регионах. Путин подчеркнул, что ставится цель не наказывать отстающих, а распространять опыт передовиков. «Научить региональные команды лучшим практикам работы с инвесторами, распространить эти практики по всей стране», – пояснил он. И призвал улучшать деловой климат ускоренными темпами, снижая административную нагрузку на бизнес и создавая благоприятные условия для открытия и становления новых предприятий.
Центр заинтересован в максимально полном знании ситуации на местах, и национальным рейтингом инвестпривлекательности регионов дело не ограничивается. Начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко напомнила, что в 2012 году президент поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минэкономразвития обеспечить проведение оценки состояния конкурентной среды в России с последующим формированием рейтинга субъектов Федерации по степени конкуренции. Результаты такой оценки должны представляться ежегодно к 1 мая.
Вчера ФАС представила разработки для создания такого рейтинга регионов. «Самые первые расчеты показали, что в числе лидеров Краснодарский край (с большим отрывом), Белгородская область, Республика Татарстан, Калужская и Новосибирская области. В числе аутсайдеров Амурская, Ивановская, Курганская и Астраханская области. Примечательно, что Москва и Санкт-Петербург заняли в рейтинге 8-е и 13-е места соответственно», – отметила Радченко. За основу были взяты статистические показатели рынков строительства, реконструкции, капитального ремонта автодорог, розничные рынки автомобильного топлива, отдельные виды страхования, в том числе обязательного пенсионного страхования.
У предпринимателей свое видение ситуации и свое объяснение причин, почему одни субъекты априори интересны для инвесторов, а другие, несмотря на усилия властей, нет. Исполнительный директор ООО «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин считает, что в РФ еще не созданы рыночные условия для развития предпринимательства. Причем прежде всего на законодательном уровне. Инвесторов отечественных и иностранных также не вдохновляет и отсутствие развитой дорожной инфраструктуры, что создает сложности с доставкой товара от места производства к основным рынкам сбыта. Сдерживающим фактором для развития бизнеса является отсутствие квалифицированного персонала в большинстве регионов. «В России не созданы благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, для ноу-хау и start-up проектов, которым нужны финансовые ресурсы, помещение и оборудование. Для решения этих проблем необходимо развитие сотрудничества малого бизнеса и крупных предприятий», – говорит Зорин.
Директор по стратегическому развитию 3PL провайдера LogLab Галина Гельфанд подтвердила, что наличие развитой дорожно-транспортной сети – одно из обязательных условий инвестпривлекательности региона. «Современный дорожный сервис и придорожная инфраструктура существуют только вблизи крупных городов. А расстояния между ними порой достигают 500 километров. В связи с этим особо актуальна концепция развития дорожного сервиса в России. Мы уверены, что к реализации этого проекта с удовольствием присоединился бы бизнес. Но так как окупаемость на участках будет сильно разниться, то необходимо разработать систему выдачи целевых кредитов для развития инфраструктуры на участках с небольшим транспортным потоком или подготовить предложения для инвесторов так, чтобы в них были включены объекты с разной окупаемостью», – отметила Гельфанд.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов сам по себе революции в сознании бизнеса не произведет. Коммерческий директор FM Fresh Дарья Фалина выразила уверенность, что Москва, Московская область и Санкт-Петербург долго будут оставаться центрами притяжения инвестиций. Серьезное смещение приоритетов предпринимателей может произойти только в том случае, если будет задействован административный ресурс. Впрочем, если другие регионы смогут дать интересные предложения (софинансирование проектов или субсидии), то частные инвесторы по доброй воле повернутся к ним лицом, уверена Фалина.