Премьер-министр не устает восхищаться современными технологиями. Кадр из записи видеоблога Дмитрия Медведева
Несмотря на затратные попытки властей сделать использование госуслуг простым и безболезненным для граждан, проблемы с подачей и получением документов остаются. Даже те, кто активно пользуется возможностями так называемого электронного правительства, на практике зачастую попадают в огромные живые очереди. В управлении Федеральной миграционной службы (УФМС) лишь разводят руками – по закону привилегий тем, кто подает документы через Интернет, не положено.
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев поздравил российских интернет-пользователей с 20-летием Рунета – национальный домен ru был зарегистрирован 7 апреля 1994 года. Видеообращение, как и подобает случаю, опубликовано в блоге премьера. «Мы выбираем с вами российские социальные сети, нам там комфортно, электронную почту, интернет-магазины, библиотеки, геосервисы. А наш национальный поисковик, который называется «Яндекс», составляет серьезную конкуренцию самым известным иностранным поисковикам, в том числе и в международном сегменте, – это вообще уникальная ситуация», – порадовался Дмитрий Медведев.
По словам премьера, мы привыкли получать доступ к новостям, фильмам, книгам и любой информационно-развлекательной или узкоспециализированной информации, «а вообще-то это фантастика». Между тем некоторые более утилитарные возможности Интернета, которые правительство давно обещало россиянам, остаются фантастикой до сих пор. Так, упрощенная схема получения госуслуг, в основе которой лежит электронный документооборот, зачастую дает сбои даже в Москве.
При этом работа над созданием информационного общества в России давно перешагнула 10-летний рубеж. В 2002 году начала действовать федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия», а позже в качестве дополнения к ней прибавилась еще одна – «Электронное правительство», рассчитанная на 2008–2010 годы и предполагавшая, что информационные системы самых разных уровней – от федерального и регионального до узковедомственного – будут взаимодействовать на базе одной технологической платформы. Для людей это означало уменьшение бумажной волокиты, сокращение сроков оформления документов и сведение к минимуму контакта с чиновниками самых различных ведомств.
В конце 2010 года эстафету подхватила новая целевая программа – «Информационное общество 2011–2020». Помимо развития электронного правительства она преследует целый ряд целей – от обеспечения всеобщего доступа к информации до увеличения веса компьютерных технологий в ВВП страны и информатизации здравоохранения.
Непосредственные расходы федерального бюджета на госпрограмму должны составить 88,03 млрд руб. Однако это далеко не все: чтобы средства разных ведомств и направлений не дублировались, исполнители целевой программы должны координировать все расходы государства на информатизацию – а это еще примерно 120 млрд руб. ежегодно. Еще в 50 млрд руб. в год были оценены расходы региональных бюджетов, включая гранты органам исполнительной власти субъектов «за достижение наилучших показателей эффективности». Кроме того, не менее 200 млрд руб. ежегодно предполагалось получать из частного сектора. Выполнение ФЦП курирует Министерство коммуникации и связи РФ.
Программа эта уже приближается к середине реализации, однако в последние два года ее выполнение, мягко говоря, провисало. Так, эксперты Счетной палаты в прошлом году установили, что план программы на 2012 год в Минкомсвязи попросту не утверждался, а за координацию деятельности не несет ответственности ни одно из подразделений ведомства. При этом на конец сентября 2013 года из ежегодного бюджета госпрограммы был освоен лишь 1%.
То, что информатизация российского общества идет неважно, отмечают и наши читатели, которые периодически обращаются в газету с жалобами на работу тех или иных госструктур.
Например, недавно жительница Москвы написала о своей неудачной попытке подать документы на загранпаспорт с помощью «Портала государственных услуг». В идеале алгоритм действий такой: граждане регистрируются на сайте, подают в электронном виде документы, а через некоторое время их приглашают в районное отделение УФМС, в специальный, только для них работающий кабинет, там фотографируют и без лишних формальностей завершают подачу документов.
Наша читательница оформила документы через сайт, получила вовремя оповещение, но, придя в УФМС, оказалась в общей очереди.
«Сегодня отделение начинало прием документов с 10.00. Я приехала к 09.00 и была в электронной очереди 88-й. Многие люди приезжают к 6–7 утра, записываются в какие-то списки, отмечаются в очереди, как в советские времена! В очереди люди говорили, что ранее там был отдельный кабинет, в котором принимали документы у лиц, оформивших все через госуслуги. Но его закрыли. В результате в 13.00 прошли только около 30 человек. Люди постоянно отпрашиваются с работы, приезжают туда по два-три-четыре раза», – сообщила она.
Неизбежно возникает вопрос: зачем нужен сайт госуслуг, если он не упрощает процесс подачи документов?
«Законодательно приоритет получения госуслуг для пользователей сайта никак не закреплен, – рассказали «НГ» в пресс-службе УФМС. – Там, где возможно, отдельные кабинеты действуют. Но не везде на это хватает сотрудников. Между тем сайт все-таки дает определенные преимущества. Например, все недочеты можно исправить дома, а не приезжать несколько раз в отделение, чтобы довезти недостающие справки». В пресс-службе также отметили, что очереди – явление постоянное, но люди сами усложняют себе жизнь, приезжая с утра пораньше. «У нас после обеда и вечером практически никого нет», – утверждают представители ведомства.
Автоматизировать оформление документов
пока не получается. Фото Trend Media/PhotoXPress.ru |
Коммерческий директор компании «Народная казна» Александр Гуськов полагает, что проблемы с подачей документов – это скорее единичные случаи. «Мой личный опыт показывает, что система, предлагаемая госуслугами, вполне жизнеспособна и эффективна. В очередях не сидел ни разу. Пресловутые очереди, на мой взгляд, возникают, как правило, именно в утреннее и вечернее время, когда граждане надеются подать документы до работы или после нее. Большинство, конечно же, надеется зря – успевают единицы». Однако эксперт признает, что зачастую пользователям сайта приходится ждать вызова вместе со всеми остальными. «Люди, подававшие заявления в электронной форме, вынуждены стоять в одной очереди с теми, кто решил сделать это по старинке (а таких немало), к ним прибавляются те, кому занимали, кто по записи и кому «только спросить», – вот и выросла очередь», – говорит Гуськов.
Генеральный директор турагентства «Отдых 2.0» Анна Минина считает проблему многочасовых очередей типичной для УФМС. По ее мнению, успешные отделения являются скорее исключением. «Усугубляет очереди и сезонность вопроса. Многие люди спохватываются, что паспорт пора менять, именно летом, когда наступает пора отпусков. На мой взгляд, имеет смысл поощрять подачу заявлений на перевыпуск паспорта осенью и зимой. А тем, кто придет в УФМС, например, 9 января, паспорт готовить, скажем, в суперсрок – неделю», – рассуждает Минина. Неплохо было бы, по словам эксперта, хотя бы просто информировать население в виде социальной рекламы и просить их не «спать» до весны.