Далеко не каждый студент заинтересован в получении знаний. Фото РИА Новости
В условиях утечки из регионов перспективных абитуриентов и опасности лишиться госфинансирования многие российские вузы оказались вынуждены принимать на бюджетные места даже плохо подготовленных и не мотивированных на полноценную учебу выпускников школ. Около 15% студентов в стране можно назвать необучаемыми. В некоторых вузах показатель выше. И парадокс в том, что вузам выгодно засилье необучаемых студентов: им можно назначить платные факультативы или за взятку закрыть сессию. Засилью в вузах необучаемых студентов способствует в том числе неразвитость среднего профессионального образования. К такому выводу пришли участники стартовавшей сегодня в Москве ежегодной Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ).
Термин «необучаемые студенты» не имеет негативной окраски, это нейтральная формулировка, подчеркивает участник Апрельской конференции ВШЭ, автор доклада, профессор Тихоокеанского государственного университета Эльвира Леонтьева.
Необучаемыми в исследовании названы студенты, которые либо не способны освоить университетскую программу из-за плохой школьной подготовки, либо в принципе не хотят, так как имеют иные жизненные приоритеты, а вуз воспринимают лишь как формальность.
По оценкам исследователей, которые опираются на опросы школьников и студентов об их учебных стратегиях, доля необучаемых студентов составила в России около 15% на середину нулевых годов. Опросы преподавателей выявляют, что в зависимости от региона и вуза эта доля может достигать и 50%. Иногда преподаватели жалуются, что из всей группы лишь единицы способны воспринимать материал.
Проблема усугубляется образовательной миграцией молодежи в стране. Речь идет о массовой утечке из большинства российских регионов наиболее перспективных абитуриентов в другие – как правило, центральные – регионы, где расположены известные и престижные вузы.
Получается, что никуда не уезжают лишь те выпускники школ, которые скорее всего не пройдут конкурсный отбор в крупный вуз. Эти абитуриенты поступают в местные университеты и институты. Региональные вузы, в свою очередь, вынуждены снижать вступительный балл и для платного, и для бюджетного отделения. Иначе, если случится недобор студентов на бюджетные места, вузы рискуют полностью или частично лишиться государственного финансирования. А недобор на платные места лишит вузы дополнительного притока средств.
Леонтьева пришла к парадоксальному на первый взгляд выводу, что засилье так называемых необучаемых студентов вузам даже выгодно. Формальный подход к обучению берется на вооружение не только самими студентами, но и преподавателями, которые вместо мотивирования студентов начинают потакать их слабостям.
Формальный подход дает вузам возможности для извлечения финансовой выгоды из необучаемости студентов, ведь им можно назначить платный факультатив, причем вовсе не обязательно, что факультатив пойдет на пользу, либо даже за взятку закрыть сессию.
«Контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем тот, который показывает высокий уровень усвоения учебных программ. Поэтому, ориентируясь на формальные показатели отчетности, университет формирует внутреннюю среду, комфортную для необучаемых. Это, в свою очередь, влечет за собой клубок проблем, в которых пытаются разобраться наши университеты: отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция», – описывает ситуацию Леонтьева.
Также исследователь добавляет, что сейчас до 97% внебюджетных фондов региональных вузов формируются за счет оказания платных образовательных услуг.
Но на самом деле в таком снижении качества высшего образования нет ничего удивительного. «Разве может быть иной картина, когда в университеты поступают и собираются поступать более 90% выпускников школ и когда других образовательных альтернатив перед школьниками фактически нет?» – спрашивает Леонтьева.
Система среднего образования в стране почти разрушена, рабочие профессии не престижны и малооплачиваемы. Конечно, школьники и их родители мечтают хоть о каком-то вузе, который обеспечит им лучшую жизнь.
Однако опрошенные «НГ» эксперты поддержали не все выводы исследователя. «Говорить, что вузы заинтересованы только в платных студентах и не заинтересованы в качестве образования, на мой взгляд, в корне неверно. Все равно рынок диктует необходимость высокого качества обучения. Составляются различные рейтинги вузов, в том числе в зависимости от успешности выпускников, от показателей устроившихся на работу», – комментирует директор Русской школы управления Анастасия Боровская.
Хотя, заметим, из доклада Леонтьевой следует, что рейтинги вузов далеко не всегда зависят от качества обучения студентов. Рейтинги могут быть непрозрачными. При этом как раз на повышение рейтинга могут работать необучаемые, но успешные в каких-то других областях студенты – например, победители спортивных соревнований.
Анастасия Боровская отмечает, что «среднее профессиональное образование и высшее – это две совершенно разные плоскости»: «У нас действительно не хватает специалистов со средним профессиональным образованием. Но в то же время высшее образование, безусловно, дает более широкий кругозор».
«Формирование учебных заведений профессионального типа невозможно без экономической необходимости. Рассматривать его как частичную замену высшему нельзя, – соглашается преподаватель высшей школы, гендиректор компании «Триас» Владимир Копытцев. – Как только экономика заявит о востребованности кадров с профессиональным средним образованием и предложит за них адекватную стоимость, данная система образования начнет формироваться или трансформироваться из полусуществующей системы среднего профессионального образования».
Как добавляет Копытцев, в принципе в повышении качества высшего образования могли бы сыграть свою роль и сами работодатели. «Они могут направлять часть отчислений не в страховые и социальные фонды, а в фонды вузов, частично формируя их», – приводит пример эксперт. Но даже это не поможет полностью искоренить вузы, заинтересованные в так называемых необучаемых студентах.