Пока люди только присматриваются к новой схеме. Фото ИТАР-ТАСС
В России несколько недель действует новый порядок оформления сделок с недвижимостью, о котором наши граждане почти не знают. Вчера Минюст провел специальную конференцию, где объяснял преимущества купли-продажи квартир и домов, которые теперь можно полностью доверить нотариусам. Правда, специалисты по недвижимости считают, что новая технология может так и не стать популярной, поскольку она, как правило, заметно дороже традиционных сделок.
Два года назад, в конце своего президентского срока, Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в Гражданский кодекс, которые фактически запрещали любые сделки с недвижимостью без участия нотариуса. Купля-продажа, рента, дарение, наследование, обмен квартир, в соответствии с этими поправками, могли совершать только нотариусы (см. «НГ» от 09.04.12).
Однако Госдума ко второму чтению победила лоббистов нотариата и оставила возможность оформления сделок через нотариуса лишь как возможный вариант, но не как обязательное условие.
Закон об участии нотариуса в сделках с недвижимостью вступил в силу в феврале 2014 года. Он во многом поменял правила на рынке недвижимости. Теперь наши нотариусы могут предлагать ускоренную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по нотариально удостоверенным сделкам – 5 дней вместо 18. При этом часто повышается и уровень защищенности сделки, поскольку материальную ответственность за нее берет на себя нотариус. До этого момента нотариус, как правило, лишь заверял правильность подписей сторон и подтверждал доверенности.
Вчера в Москве прошла конференция, посвященная последним изменениям в законодательстве о нотариате и государственной регистрации прав на недвижимость. В ней приняли участие не только сами нотариусы, но и государственные чиновники – замминистра юстиции РФ Елена Борисенко. На конференции обсуждали наиболее значимые законодательные изменения за последние 20 лет. Среди них оказался и совсем свежий, вступивший в силу 1 февраля этого года Федеральный закон № 379 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Этот закон позволяет нотариусам не только оформлять сделки с недвижимостью, но и самостоятельно проверять их правомерность и регистрировать в Росреестре. Раньше проверкой сделки занимались сами специалисты Росреестра, а процедура регистрации занимала 18 дней. Ведомство, в случае регистрации незаконной сделки, должно было выплатить 1 млн руб. компенсации. В случае если проверкой занимается нотариус, он полностью берет на себя ответственность и, совершив ошибку, должен будет компенсировать пострадавшему всю сумму сделки. Документы, удостоверенные нотариусом, Росреестр уже не проверяет, а просто регистрирует в течение пяти дней.
Гражданин может через нотариуса не только оформить право собственности, куда входит и удостоверение документов, но и в качестве отдельной услуги – отдельно оплачиваемой – подать документы в Росреестр.
«Нотариус отправляет электронный запрос в ведомство, получает оттуда все необходимые справки и выписки, которые, кстати, раньше считались информативными, а с 1 февраля получили юридическую значимость, проводит проверку и отправляет весь пакет необходимых документов обратно в Росреестр, – объясняет пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты Алексей Лаценко. – Через пять дней оттуда приходит свидетельство о регистрации, которое нотариус готов выдать клиенту».
При этом услуги нотариуса остаются добровольными и необязательными – то есть гражданин по-прежнему может все сделать вручную, без всякого участия нотариусов. По идее нотариальное удостоверение должно повысить надежность сделки, ведь нотариус несет серьезную имущественную ответственность и заинтересован в ее законности не меньше покупателя.
Однако опрошенные «НГ» эксперты опасаются, что теперь нотариусы будут сами затягивать проверку, а имущественную ответственность могут так и не понести.
«Регистрация за пять дней после нотариального заверения сделок – это, конечно, преимущество. Неясно только, сколько дней займет теперь само нотариальное заверение. Если нотариусы будут работать как положено, то есть проверять юридическую чистоту сделки, то дело может и затянуться», – говорит главный аналитик Российской гильдии риелторов Геннадий Стерник.
«Комиссии будут очень значительными с учетом стоимости квартиры, – согласен замруководителя юридического департамента компании «НДВ-Недвижимость» Владимир Зимохин. – Риски также могут присутствовать. Нотариус может оказаться «серым». Он даже может быть соучастником мошенников. Все это нужно будет проверять перед обращением к конкретному специалисту».
По словам эксперта, нотариальная схема рассчитана или на очень состоятельных людей, способных себе позволить оформление через нотариуса, либо на покупателей, которые сомневаются в объекте и хотят получить дополнительные гарантии. При обычной купле-продаже многие предпочтут сэкономить на услугах нотариуса, с учетом размеров нотариальных тарифов и при наличии уверенности в законности совершаемой сделки, добавил Зимохин. PR-директор компании «Домус финанс» Екатерина Душкина считает, что новые правила не повлекут за собой серьезных изменений на рынке недвижимости. «Просто при привлечении нотариусов каждая квартира станет дороже для потребителей на 1% - эта та сумма, которую в большинстве случаев берет нотариус за удостоверение сделки», – объясняет она.
«То, что нотариальное удостоверение сделки позволит в большей степени защитить имущественные права покупателей, сегодня кажется слишком смелым заявлением. В моей практике не было ни одного случая, когда нотариус понес бы какую-либо ответственность за признание сделки с недвижимостью недействительной», – рассказывает ведущий юрисконсульт «Инком-Недвижимости» Светлана Болотская.
«Единственное преимущество обращения к нотариусу – это срок регистрации сделки, который в данном случае сокращен в два раза», – говорит генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. При этом, по ее мнению, на практике участники сделки не всегда смогут ускорить процесс, «достаточно вспомнить, какие сейчас выстраиваются очереди к самим нотариусам».