Представительские иномарки нужны и для того, чтобы возить бывших министров на допросы. Фото Reuters
Глава Минпромторга Денис Мантуров внес свою лепту в обмен санкциями между Россией и Западом. На днях его ведомство предложило ограничить закупки иномарок за счет государственного бюджета. Сам министр объясняет инициативу желанием поддержать отечественного производителя. Однако есть опасения, что чиновники лишь пересядут на иномарки российской сборки, а для немецких автомобилей и вовсе будет сделано исключение.
Минпромторг РФ предлагает ограничить госзакупки автомобилей иностранного производства. Соответствующий проект постановления был внесен на рассмотрение в правительство. Глава ведомтсва Денис Мантуров рассчитывает, что документ будет принят в ближайшее время.
По мнению министра, постановление правительства будет способствовать повышению продаж отечественного автопрома.
«Мы обсуждали с коллегами разные формы и инструменты, которыми правильно было бы воспользоваться. В первую очередь это такие инструменты, как корректировка нормативной базы за счет ограничения закупки ведомствами и субъектами РФ импортного автотранспорта», – цитирует Мантурова агентство «Прайм».
Сама идея не нова – в прошлом году на сайте «Российская общественная инициатива» был опубликован законопроект, запрещавший чиновникам покупать автомобили дороже 1,5 млн руб. Он набрал более 100 тыс. голосов пользователей. Однако экспертная группа под руководством министра открытого правительства Михаила Абызова, рассматривавшая предложение, заключила, что его целесообразнее реализовать не в виде закона, а в виде постановления правительства в рамках плана реализации закона о контрактной системе госзакупок.
Новый проект коснется всех автомобилей, покупаемых за границей по прямому импорту, кроме тех, аналоги которых не выпускаются в России, передает Reuters слова замминистра транспорта Алексея Рахманова. При этом госструктуры по-прежнему смогут закупать иномарки, собранные в России совместно с зарубежными партнерами. По данным издания, государственные органы покупают за границей около 40–50% автомобилей. Изменения, если и будут приняты, вступят в силу не сразу, так как госзакупки на 2014 год уже распределены.
Можно предположить, что возобновление активности по этому вопросу именно сейчас, в разгар украинского кризиса, является своего рода ответным жестом отечественного автопрома на санкции Запада, и в первую очередь Германии, поставляющей в Россию автомобили представительского класса.
Однако аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов полагает, что как раз для немецких автомобилей, не имеющих аналогов в России, в частности для представительского класса Mercedes-Benz и BMW, может быть сделано исключение. При этом российским автопроизводителям эта мера не особенно поможет увеличить продажи, так как во многом к госзакупкам будут допущены компании с определенным уровнем локализации в России, добавляет Арнаутов.
«Niva Chevrolet обладает наибольшим уровнем локализации, который составляет 95,4%, у автомобилей Renault Logan и Sandero этот показатель составляет 75%, а марки Nissan и Hyundai локализованы в РФ на 31,7% и 47%. Благодаря этому, данные марки и автопроизводители вполне могут продолжать участвовать в госзакупках. Учитывая этот факт, ограничение закупок импортного автотранспорта максимально даст примерно 0,5–1% рынка российским автопроизводителям, что не отразится на их финансовых результатах», – считает эксперт. «Говоря о количестве иномарок, можно рассмотреть объемы госзакупок Toyota, которые составили около 1950 автомобилей в 2013 году. Учитывая то, что в госзакупках могли бы быть представлены 10–15 различных автопроизводителей, их общий объем мог составлять около 24,5 тыс. автомобилей», – говорит Арнаутов. По его словам, это примерно в три раза меньше, чем падение продаж АвтоВАЗа в 2013 году.