Хотя по нормативным документам организационный период Игр-2014 продлится до 31 декабря 2016 года, мероприятия по сворачиванию деятельности олимпийских ведомств, отмена особых режимов безопасности и ликвидация логистических и вспомогательных служб уже началась. Ведется демонтаж рекламных и информационных конструкций, ликвидируются временные складские и транспортные центры, возвращаются в места постоянной дислокации военная техника, корабли Черноморского флота, полицейские и казачьи отряды.
С сегодняшнего дня на маршруты уже не выходят автобусы для волонтеров и зрителей, курсировавшие между центром города и олимпийскими объектами. Выделенные для них полосы теперь будут предназначены для движения общественного транспорта. Что касается сформированной перед Олимпиадой маршрутной сети и схемы движения городских автобусов в Сочи, то они будут действовать и после Игр.
Большинство фирменных электричек «Ласточка» покинет город, интервал движения поездов изменится в сторону уменьшения. Оставшиеся в Сочи электрички с 19 марта снова станут платными: из Сочи в Адлер можно будет доехать за 42 руб., в Олимпийский парк – за 56 руб., в Красную Поляну – за 112 руб. Количество электричек, которые продолжат курсировать по городу, по словам начальника управления транспорта и связи Сочи Алексея Смаглюка, будет зависеть от спроса на них и рентабельности перевозок.
С 23 марта прекращают действовать указы президента, связанные с ограничением свободного перемещения транспорта и граждан в зонах повышенной безопасности. Личный и коммерческий транспорт с номерами других регионов уже на этой неделе хлынет на улицы города, и в Сочи вернутся традиционные пробки.
Впрочем, городская администрация надеется, что проблема пробок будет решена за счет переориентации основной части транспортного потока на дублер Курортного проспекта. Построенный параллельно главной городской магистрали дублер имеет протяженность 16 км, 4 полосы движения, 8 развязок, 15 туннелей, один из них с рекордным диаметром сечения – 20 метров. Прокладка магистрали обошлась бюджету более чем в 80 млрд руб. По этой дороге из одного конца Сочи в другой без пробок можно доехать примерно за 10 минут. Несмотря на то что движение по дублеру было запущено в день открытия Олимпиады, 7 февраля, официально объект все еще не сдан в эксплуатацию и будет закончен не раньше мая.
Изменения коснутся и морских перевозок. Грузовой порт Имеретинский, через который проходило по 1–2 млн тонн грузов для олимпийского строительства в год, будет перепрофилирован в марину для яхт на 600–700 посадочных мест.
В понедельник глава Оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко заявил о начале мероприятий по ликвидации организации, которые продлятся несколько месяцев. В процессе ожидается высвобождение порядка 100 тыс. кв. м коммерческой и десятки тысяч «квадратов» жилой недвижимости в Сочи и в Москве, которую Оргкомитет арендовал под свои офисы и для размещения иногородних сотрудников.
К апрелю на рынок труда выйдут более 50 тыс. бывших сотрудников Оргкомитета и тысячи контрактников подрядных организаций, что может негативно сказаться на занятости населения. Можно ожидать, что многим иногородним сотрудникам, приехавшим поработать на подготовке Олимпиады, придется вернуться в свои родные города – сочинский рынок труда не способен «переварить» такое количество высокооплачиваемых специалистов. Шансы найти работу на курорте есть у обслуживающего персонала гостиниц, работников торговли и медицинских сотрудников – к Олимпиаде в Сочи открылась масса новых гостиниц, торговых и медицинских центров. Так что можно прогнозировать отток населения из Сочи в ближайшие год-два.
Главное, что остается в Сочи, – это новая спортивная и коммерческая инфраструктура. Существовавшие ранее планы по разборке и переброске в другие регионы страны стадионов «Шайба», «Айсберг» и «Ледяной куб» показались властям нерентабельными – все олимпийские сооружения останутся в Сочи. Постолимпийское использование этих объектов до сих пор находится под вопросом. Часть спортивной инфраструктуры, например горнолыжный курорт «Роза Хутор» или стадион «Фишт», продолжат использовать по прямому назначению. Часть, как, например, ледовый дворец «Большой», перепрофилируют в выставочно-развлекательные центры. Плюсом для горожан будет перенос из центра Сочи на базу Олимпийского парка массовых международных мероприятий вроде «Инвестиционного форума» и «Кинотавра», которые в прежние годы парализовали движение транспорта из-за перекрытий и раздражали жителей и гостей курорта.
Решением вопроса загрузки построенной инфраструктуры занимается как местное, так и федеральное правительство – программа мероприятий составлена уже на два ближайших года. А вот проблему рентабельности построенных гостиниц, торговых и развлекательных центров придется решать собственникам. По мнению экспертов, на превращение Сочи в привлекательный круглогодичный курорт уйдет не один год, а клиенты магазинам и постояльцы гостиницам нужны уже сегодня. С наибольшими трудностями могут столкнуться владельцы крупных торговых комплексов, построенных к Олимпиаде в Красной Поляне. Поселок находится высоко в горах, вдали от побережья, и не привлекателен для туристов летом – горнолыжный сезон здесь открывается в декабре и закрывается в апреле. Кто будет наполнять в межсезонье десятки тысяч гостиничных номеров, делать покупки в двух громадных и очень дорогих ТРЦ, расположенных в поселке с населением 4,5 тыс. человек, пока не очень понятно.
А вот ожидания от грядущего курортного сезона у администрации города и края оптимистичные: Олимпийские игры сделали рекламу Сочи по всему миру. Иностранные зрители уехали довольными, и после окончания соревнований количество поисковых запросов о бронировании туров и гостиниц на курорте выросло в среднем на 416%. Ожидается, что этим летом турпоток в Сочи может вырасти на 50%, что положительно скажется на наполнении бюджета и рентабельности в том числе мелкого бизнеса.
Сочи