Далеко не каждый больной в России может получить адекватное лечение. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В России растет смертность от онкологических заболеваний. При этом федеральный бюджет сокращает свое участие в лечении раковых больных, перекладывая эту нагрузку на регионы – отмечают врачи и пациенты. Денег в местных бюджетах тоже не хватает. Поэтому гражданам советуют бороться с раком самостоятельно – за счет специального вида страхования на случай тяжелых заболеваний.
Россия отличается очень высокими показателями смертности при онкологических заболеваниях, сообщил зампредседателя правления Ассоциации онкологов России, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь» Дмитрий Борисов на прошлой неделе в рамках круглого стола, посвященного рисковому страхованию в медицине. «К сожалению, у нас в России каждый третий пациент погибает в течение первого года после постановки диагноза. Ежегодно Россия теряет около 300 тыс. человек», – сказал Борисов.
Смертность от рака не только очень высока, но и продолжает увеличиваться, признает Минздрав. «Смертность от онкологических заболеваний за 11 месяцев 2013 года оставила 201,7 случаев на 100 тыс. населения, что сопоставимо с показателями 2012 года», – заявила замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. «Что беспокоит: удельный вес новообразований в общей структуре смертности с каждым годом растет. В 1994 году он составлял 13,2%, сегодня – 15,3%», – сказала Яковлева.
Несмотря на заявленное увеличение финансирования, успехов в российской онкологии действительно немного. В 1990 году в РФ от рака умерли 288 тыс. человек, в 2004 году – 290 тыс., а в 2012 году – уже 291 тыс. человек.
Эти данные Росстата удручают. Главный фактор, влияющий на течение болезни, – это доступность для населения качественной и своевременной медицинской помощи. В том числе – доступность финансовая. Людям приходится рассчитывать именно на свой кошелек. Ведь в федеральной казне – как дают понять чиновники – средств на излечение каждого больного не хватит. Можно привести пример – в России, по данным онкологов, каждая третья упаковка препарата для лечения рака покупается за деньги пациентов. И, как правило, люди делают выбор в пользу лекарств более дешевых, которые оказываются менее эффективными.
С одной стороны, за прошедшие 10 лет в стране было более чем в 14 раз увеличено государственное финансирование онкологической помощи, сказал Дмитрий Борисов. Но с другой – власти постепенно сокращают федеральные вливания в здравоохранение, что не может не сказываться на качестве лечения онкологических заболеваний. Так, в Госпрограмме развития здравоохранения до 2020 года прописано, что на первом этапе ее реализации – с 2013 по 2015 год – выплаты из федерального бюджета будут снижены с 413 млрд руб. до 260,5 млрд руб. в год, то есть в полтора раза. На втором этапе – с 2016 по 2020 год – финансирование несколько увеличится, однако уже не превысит 360 млрд руб. в год.
Речь идет о средствах именно федерального бюджета. Кроме него в финансировании здравоохранения участвуют региональные бюджеты и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Судя по Госпрограмме, именно за счет этих двух источников власти планируют нивелировать сокращение федеральных денег. При участии регионов и ФОМС финансирование отрасли, по планам Госпрограммы, уже будет из года в год расти – правда, лишь в абсолютном выражении, но не по отношению к ВВП. Напомним, ранее Минфин в споре с Минздравом отстоял экономный вариант финансирования здравоохранения, который предполагает сокращение госрасходов на медицину с 3,4% ВВП в 2013 году до 2,5% в 2020-м (см. «НГ» от 16.11.12).
«Сейчас мы начинаем понимать, что по разным причинам бюджетных средств все-таки не хватает на то, чтобы все могли иметь равный доступ к высококачественной медицинской помощи. Поэтому возникает вопрос поиска альтернативных источников финансирования медпомощи. Я думаю, что рано или поздно мы все-таки придем к софинансированию», – пояснил в рамках круглого стола замминистра здравоохранения Сергей Краевой. Один из путей – создание новых страховых продуктов, когда пациент не покупает страховой полис добровольного медстрахования (ДМС), а страхует себя или близких от риска возникновения того или иного заболевания. По словам замминистра, в Минздрав поступило соответствующее предложение о страховании россиян от онкологических заболеваний.
Врачи считают, что государственно-частное партнерство действительно помогло бы в этой ситуации, но при условии именно партнерства и именно вместе с государством, а не вместо него. Также врачи подчеркивают, что страховые продукты должны стимулировать граждан обращаться за медпомощью к системе именно отечественного здравоохранения. Ведь есть опасность, что пациент обналичит страховку и отправится на лечение за границу. Поэтому, чтобы не произошло такой «утечки» пациентов, необходимо именно соединение страхования с системой ОМС. Дмитрий Борисов также объяснил, почему недостаточно одной лишь системы ОМС. Во-первых, в ее тарифах в любом случае невозможно заложить полностью все необходимое для лечения онкологического заболевания финансирование. Во-вторых, тарифы ОМС различаются по регионам порой в 7–10 раз.
Представитель ВТБ-Страхование Максим Шапорин считает, что программы рискового страхования могут снизить затраты государства на лечение онкологических заболеваний.
Однако у такого страхования могут выявиться в России и определенные подводные камни. В идеале основным критерием для получения подобной страховки должно быть регулярное медобследование граждан, в ходе которого становится понятно, чем болел клиент раньше, к каким болезням он предрасположен. «К сожалению, в нашей стране очень сложно загнать людей на обследование, нет соответствующей культуры. Следить за своим здоровьем в России не принято», – замечает Шапорин. Значит, от этого критерия в России приходится отказываться.
Уже сейчас на рынке страховых услуг существуют предложения по страхованию от онкологии, и, чтобы застраховаться, часто достаточно лишь паспорта. Стоимость страховой услуги может варьироваться от 5 тыс. руб. и выше, страховая выплата может достигать 1,5–2 млн руб. «Однако если вы на момент получения страхового продукта были уже больны раком и знали о своем диагнозе, в получении страховой суммы вам будет отказано», – предупреждает Шапорин.
Налицо уже известная тенденция: государство сбрасывает с себя финансирование общественно важных сфер, пытаясь заменить его услугами дорогостоящих посредников и средствами граждан. Теперь россиянам предстоит оплачивать не только услуги самих врачей, но и страховых компаний, которые с удовольствием берут на себя услуги посредников – не всегда прозрачных и часто просто недобросовестных. Как итог - расходы граждан увеличиваются на гораздо большую сумму, чем в результате получит врач-онколог.
Появление искусственных посредников в системе здравоохранения вызывает много вопросов и противоречий. В частности, возникает вопрос: как именно пациент должен будет доказывать страховым компаниям, что он действительно не знал о своем диагнозе в момент покупки страхового полиса? Можно предположить, что для получения доказательств заболевшему человеку потребуется пройти через всевозможные круги бюрократического ада, получить справки и выписки из своей медицинской карты, заключения врачей и т.п. И не исключено, что на каждом этапе у страховых компаний найдутся поводы придраться к документам и сократить свои выплаты по страховке либо даже полностью в них отказать.