Расходы на содержание чиновников в России в три раза меньше, чем в Евросоюзе. Фото Льва Исраеляна
Бытует мнение, что наша страна страдает от засилия многочисленной бюрократии. Однако последние исследования Института Гайдара показывают, что в России не много, а очень мало чиновников. И деньги на их содержание уходят чрезвычайно небольшие. Такие выводы ученые сделали, сравнив численность бюрократии в России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Российский бюрократический аппарат, представляющийся гражданам огромной и неповоротливой машиной, на самом деле один из самых «изящных» в Европе. У нас в секторе госуправления, в социальном обеспечении и обеспечении военной безопасности работают лишь около 5,6% от всех занятых в экономике. Для сравнения: во Франции в этом секторе заняты 9,7% от всех работающих.
Расходы на так называемые общегосударственные вопросы в России также относительно невелики – всего около 2,4% ВВП, да и степень централизации чиновнического аппарата в России сравнительно низкая. При этом Россия продолжает идти по пути административных реформ, пытаясь повышать эффективность госаппарата. Так, заработная плата у чиновников в прошлом году росла быстрее, чем у среднестатистических россиян, напоминают в Институте Гайдара. По данным Росстата, среднемесячная зарплата гражданских служащих федеральных государственных органов по сравнению с 2012 годом выросла на 36,5% – до 98 тыс. руб., в то время как рост зарплаты по стране за аналогичный период составил всего лишь 12,3% – до 29,9 тыс. руб.
Столь масштабное повышение зарплат чиновникам тормозит экономический рост, уверена завлабораторией проблем экономического развития Института Гайдара Мария Казакова. Она считает спорным контраргумент о том, что работа чиновников – это важный фактор экономического развития и поэтому за эту важную работу нужно получать адекватное вознаграждение. Ведь эффективность и качество госуправления в России довольно низкие. А потому платить рекордные по мировым меркам зарплаты, в общем, нет особых оснований.
Казакова добавляет, что административная реформа, начатая в России 20 лет назад, была скопирована с управленческой модели в странах ОЭСР. Но, во-первых, слепой перенос реформы без учета российских реалий не мог быть эффективным, а, во-вторых, сама эта модель, по сути, не оправдала себя и на Западе.
«Административные реформы в развитых странах велись в рамках концепции NewPublicManagement, которая была призвана внедрить рыночные принципы в систему государственного управления», – рассказывает старший научный сотрудник Института Гайдара Екатерина Поспелова. Среди основных принципов – оптимизация, то есть сокращение количества государственных служащих, и передача части госуслуг в частный сектор, эффективность, то есть оплата труда по результатам деятельности, сокращение затрат на общегосударственные расходы, децентрализация, то есть сокращение занятых в центральном аппарате по сравнению с местными властями. Но почему-то в большинстве стран эти показатели за последние 10–15 лет либо остались прежними, либо и вовсе ухудшились.
Так, степень децентрализации в ОЭСР практически не изменилась, а в ряде стран, в том числе и в России, этот показатель снизился. Сокращения числа госслужащих тоже не произошло. В период с 1999 по 2012 год количество служащих в секторе «Госуправление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение» в Евросоюзе увеличилось на 9,8%. А в России «оптимизация» привела к увеличению числа чиновников на 25%. По словам Поспеловой, сократить расходы на общегосударственные вопросы также не удалось. С 2002 по 2011 год расходы в целом по Евросоюзу почти не изменились. В России же они увеличились на 1,3%. При этом наши расходы по данной статье все равно остаются в три раза меньше, чем в Европе, – 2,4% ВВП в России против 6,6% в странах Евросоюза, отмечает эксперт. Таким образом, необходимость продолжения в России подобных административных мер вызывает вопросы. Их нужно как минимум скорректировать. Например, внедрение новой системы оплаты должно преследовать не цели оптимизации расходов и сокращения штата, а адаптации госаппарата к стратегическим целям и повышения способности системы отвечать новым экономическим вызовам, считает Поспелова.
Заметим, что сопоставление стран по численности госслужащих и госрасходам может вызвать вопросы. Так, в численность госслужащих включены те, кто обеспечивает военную безопасность, но при сравнении общегосударственных затрат расходы на оборону (около 3% ВВП) почему-то не учитываются.
Доля работающих в госуправлении, военной безопасности и соцобеспечении от числа занятых в экономике, в % | ||||||
Страна | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2011 | 2012 |
Франция | 9,2 | 9,7 | 10,2 | 10,1 | 9,7 | 9,5 |
Италия | 8,8 | 6,4 | 6,2 | 6,2 | 6,3 | 6 |
Германия | 8,3 | 7,8 | 7,3 | 7,3 | 7,1 | 7,1 |
Греция | 7,4 | 8 | 8,4 | 8,4 | 8,9 | 9 |
Латвия | 7,7 | 7,6 | 7,8 | 6,5 | 7 | 6,8 |
Португалия | 6,7 | 7,1 | 6,8 | 7 | 6,8 | 6,7 |
Чехия | 6,5 | 6,9 | 6,5 | 6,5 | 6,4 | 6,3 |
Испания | 6,3 | 6,3 | 6,3 | 7,2 | 7,8 | 7,5 |
Великобритания | 6,2 | 7,1 | 7,1 | 6,8 | 6,4 | 6,2 |
Норвегия | 6,4 | 5,8 | 6,1 | 5,9 | 5,7 | 6 |
Россия | 4,8 | 5,2 | 5,4 | 5,7 | 5,6 | – |
Расходы стран на общегосударственные нужды, в % к ВВП | |||||||
| 1998 | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Европейский союз (27 стран) | – | – | 6,4 | 6,3 | 6,5 | 6,5 | 6,6 |
Чехия | 3,6 | 3,7 | 5,2 | 4,2 | 4,8 | 4,6 | 4,6 |
Германия | 6,8 | 6,2 | 6 | 6 | 6,3 | 6,2 | 6,2 |
Эстония | 4,5 | 3,7 | 2,8 | 2,8 | 3,4 | 3,1 | 3,2 |
Греция | 12,1 | 11,7 | 10 | 10,7 | 11,8 | 11,9 | 12,8 |
Испания | 6,8 | 5,7 | 4,7 | 4,8 | 5,3 | 5,3 | 5,7 |
Франция | 7,8 | 7,5 | 7,2 | 6,7 | 6,6 | 6,3 | 6,4 |
Италия | 11,2 | 9,6 | 8,8 | 8,8 | 8,5 | 8,3 | 8,6 |
Латвия | 4,3 | 4,1 | 3,8 | 3,9 | 4,5 | 4,4 | 4,5 |
Венгрия | 11,7 | 9,9 | 9,6 | 9,3 | 10,3 | 9,2 | 8,7 |
Польша | – | – | 6,3 | 5,4 | 5,8 | 5,9 | 5,8 |
Португалия | 5,9 | 5,9 | 6,7 | 6,3 | 7,3 | 8,4 | 8,4 |
Румыния | 7,0 | 7,9 | 3,3 | 4,7 | 4,2 | 4,4 | 4,8 |
Финляндия | 7,8 | 6,9 | 6,7 | 6,6 | 7,4 | 7,3 | 7,3 |
Великобритания | 5,5 | 4,6 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 5,4 | 5,6 |
Норвегия | 5,1 | 4,0 | 4,2 | 4,3 | 4,9 | 4,6 | 4,3 |
Швейцария | – | – | 4 | 4,0 | 3,5 | 3,2 | 3,4 |
Россия* | 5,2 | 3,6 | 4,6 | 3,6 | 3,9 | 3,8 | 3 |
* С учетом обслуживания государственного долга. Источник: Евростат, Росстат, Институт Гайдара |