Олимпийские игры в Сочи доказали даже самым убежденным скептикам, что Россия способна на поразительные свершения, повторить которые миру остается только надеяться. Грандиозные замысел, планирование и проведение церемоний открытия и закрытия Олимпиады напомнили всем нам о том, с какой энергией и мощью Россия может достигать беспрецедентных результатов.
Будучи послом Австралии в РФ в период председательства России в «группе двадцати» в прошлом году, я стал тому непосредственным свидетелем. И сейчас, когда австралийское председательство в «двадцатке» набирает скорость, вдохновляет нас именно пример России.
О наших общих замыслах и устремлениях было заявлено на прошедшей в эти выходные в Сиднее встрече министров финансов и управляющих центральными банками «группы двадцати»: это – достижение в предстоящие пять лет амбициозного двухпроцентного роста от нынешней траектории и соглашение об обложении доходов налогом по месту проведения экономической деятельности, принесшей эти доходы, а не по месту номинальной регистрации.
Участники сиднейской встречи, включая министра финансов РФ Антона Силуанова и председателя Центрального банка РФ Эльвиру Набиуллину, для осуществления намеченного взяли на себя обязательство предпринять конкретные действия по обеспечению роста инвестиций, увеличению объема торговли, повышению уровня занятости населения и его участия в трудовой деятельности. Данные обязательства лягут в основу индивидуальных всесторонних стратегий роста, которые лидеры «двадцатки» представят миру в Брисбене в ноябре этого года.
Не буду первым, кто скажет, что 2014-й – решающий год для российской экономической политики: темпы роста замедляются до невиданного уже много лет, за исключением мирового финансового кризиса, уровня, и, несмотря на макроэкономические показатели, которым весь остальной мир может только позавидовать, над российским бюджетом в более долгосрочной перспективе сгущаются тучи. Гайдаровский форум, участником которого я был в январе, четко продемонстрировал отсутствие недостатка интеллектуальных ресурсов и идей, способных поднять темпы роста до уровня нулевых годов, а также отсутствие недостатка дискуссий о том, как этого добиться.
Мы рассчитываем на весомый вклад со стороны России: история показывает, что при продуктивном участии России мировая экономика становится сильнее.
Наблюдая за российской политикой и экономикой, рад отметить, что те реформы, к которым призывает «группа двадцати», совпадают с внутренней повесткой дня, изложенной президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Безусловно, недавний акцент на «деофшоризацию» российской экономики совпадает с усилиями «группы двадцати» по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения: в 2015 году участники «двадцатки» запустят автоматический обмен налоговой информацией друг с другом в соответствии с единым стандартом отчетности.
Этот процесс призван упростить сбор дохода, который принадлежит странам по праву, что позволит им более эффективно поддерживать другие инициативы, направленные на стимулирование экономического роста и повышение уровня жизни населения. Остается всего полтора месяца до встречи министров финансов и глав центральных банков на полях весенних встреч Всемирного банка и МВФ в Вашингтоне. Знаковое обязательство, принятое в Сиднее, не должно остаться пустым звуком: участники той встречи договорились о том, что стратегии роста их стран должны к началу мая перейти от стадии «набросков» к экспертным обзорам и предварительным проектам.
Австралия надеется, что девиз «Быстрее, выше, сильнее», который был великолепно реализован олимпийцами в Сочи, в равной степени применим и к устремлениям участников «двадцатки».