Фото Reuters
На днях евро преодолел очередной исторический максимум и уверенно движется к отметке 50 рублей за евро. Другими словами, за 10 месяцев рубль по отношению к евро ослаб на 25%. Этому падению на этот раз, по мнению ряда экспертов, содействовала обнародованная информация Минфина РФ относительно предстоящих закупок валюты в Резервный фонд. Хотя еще недавно Минфин не хотел предпринимать таких действий в настоящий момент, понимая, видимо, что это будет негативно влиять на курс рубля. Действия Минфина, по словам замминистра Алексея Моисеева, направлены в первую очередь на обеспечение ликвидности банковского сектора и якобы не повлияют на курс рубля. В сообщении Банка России также говорилось, что покупки Минфином валюты у ЦБ для пополнения Резервного фонда, которые стартуют в ближайшие дни и продолжатся до конца мая, не повлияют на динамику курса рубля. Однако ряд экспертов считает, что покупка валюты Минфином у ЦБ РФ скорее всего приведет к дальнейшему росту курса евро и доллара. Другие эксперты указывают даже на разнонаправленность действий Минфина и ЦБ, поскольку Центробанк пока не предпринимает активных действий по поддержке рубля. И происходящие события свидетельствуют, что они правы. Боюсь, что и отметка 50 не предел. Ведь в условиях столь мощной атаки «медведей» (и внутренних и международных) на валюты развивающихся стран (включая валюты стран БРИКС) любая информация может повлиять на колебания курса валюты. Но для такого поведения рубля имеются и фундаментальные причины.
В этой связи, конечно, возникает естественный вопрос: а куда девались средства Резервного фонда, если его надо срочно пополнять в таком размере ?
Напомним, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Понятно, что все нефтегазовые доходы мы «проедаем» и денег хронически не хватает. Как известно, именно средства Резервного фонда были задействованы на выплаты жертвам водной стихии, хотя эти суммы можно было бы значительно снизить при условии грамотной организации имущественного страхования. Разумеется, проводимая политика Центробанка по отзыву лицензий у частных банков явно реализуется не вовремя и дополнительно обременяет казну из-за последующих после отзыва лицензий выплат. Но главными все-таки являются проблемы с исполнением майских указов президента Владимира Путина. Речь идет, по сути дела, о реализации предвыборных обещаний, которые были в 2012 году опубликованы в виде тезисов в ряде центральных газет. Сейчас они фактически заменили все социально-экономическое планирование в стране. Напомним в этой связи высказывание в конце 2013 года министра экономического развития Алексея Улюкаева о том, что выполнение майских указов президента возможно только при годовом росте ВВП в 5%. Нынешние показатели ниже вдвое, и перспективы не выглядят обнадеживающими.
В таких условиях помощь режиму Януковича, судя по всему, становится значительной нагрузкой для России. На сайте newsland.com на днях были опубликованы высказывания главы российского Минфина. Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил еще в конце прошлого года, что для покупки евробондов Украины в 2014 году Россия планирует использовать и другие источники, кроме Фонда национального благосостояния. «Это могут быть не только средства ФНБ. Другие ресурсы мы будем смотреть исходя из вариативности наших ресурсов в будущем году», – сказал он. Ход событий в Киеве показывает, что нерешительность действующего украинского президента может дорого обойтись России.
В этой связи заслуживает внимания доклад ЦБ РФ «Денежно-кредитная политика», опубликованный 18.02.14 рядом информационных агентств. Согласно документу, прогноз по росту национальной экономики был снижен на период с 2014 по 2016 год. В 2015–2016 годах темпы роста ВВП будут 1,7 и 2,0% вместо прежних ожиданий 2,3 и 3,0% соответственно. Главной движущей силой будет оставаться сектор потребления. Тем самым ЦБ РФ фактически признал отсутствие существенных преимуществ от ослабления курса рубля. Более того, в докладе говорится о росте рисков, связанных с ослаблением национальной валюты. Если оно продолжится, то в ЦБ не исключают возможности ужесточения денежно-кредитной политики еще в первом полугодии, поскольку увеличиваются риски роста инфляционных ожиданий. Параллельно в ЦБ отмечают риски ухудшения условий кредитования, которые усугубляются ужесточением условий кредитования на внешних рынках. Таким образом, ЦБ фактически признал негативную сторону процесса девальвации рубля. В самом деле, рост внешнего долга РФ на 15% в 2013 году говорит о том, что девальвация национальной валюты ухудшает кредитное состояние российских заемщиков. Ускорение темпов инфляции также будет ограничивать потенциал сектора потребления. В долгосрочной же перспективе ослабление рубля может оказаться негативным для модернизации экономики и проведения рыночных реформ. Сейчас время менять подход к целевым установкам и начинать экономить. В противном случае речь может пойти об устойчивости уже нынешнего российского режима.