Большинство отстающих вузов по итогам мониторинга – негосударственные учебные заведения. Фото с сайта www.mosreg.ru
Подготовленный Минобрнауки РФ мониторинг эффективности вузов за 2013 год стал в два раза толще по сравнению с прошлогодним. А количество выявленных неэффективных вузов увеличилось почти в пять раз: с 29 до 135 вузов. Проблема низкого уровня подготовки специалистов остается, признают в правительстве. И, судя по всему, мониторинг ее не решает.
Мониторинг эффективности российских вузов за 2013 год выявил очередную партию учебных заведений, нуждающихся в реорганизации. Первый такой мониторинг был проведен в 2012 году, в нем участвовало более 500 государственных вузов. В результате 29 учебных заведений были признаны неэффективными, а еще 71 вуз назвали «требующим оптимизации».
В 2013 году данные для мониторинга предоставили уже более 900 вузов, в том числе и негосударственных. Несколько изменилась система учета – к основным критериям было добавлено трудоустройство выпускников, а дополнительные критерии были выработаны для шести групп вузов в зависимости от их специфики: творческие, спортивные, транспортные, медицинские, сельскохозяйственные и военные. Результат – 135 неэффективных учебных заведений, в том числе 127 частных. Более 30 вузов попало в разряд требующих оптимизации. Такие данные мониторинга свидетельствуют о проблемах с качеством подготовки специалистов, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
«Несмотря на то что значительная часть выпускников школ получает высшее образование, нам по-прежнему остро не хватает современных профессионалов, которые обеспечивают успешное развитие страны. Во многом это определяется ответственностью самих вузов», – отметил премьер вчера на заседании правительства.
О том, что квалифицированных кадров в России не хватает, говорят и иностранные инвесторы, которые приезжают вести бизнес и сталкиваются с дефицитом профессионалов практически на всех уровнях (см. «НГ» от 17.12.13). Выходит, что, сколько ни выявляй неэффективные учебные заведения и ни публикуй черные списки из десятков вузов и сотен филиалов, качество образования от этого заметно не улучшается.
Однако сами вузы проявляют готовность сотрудничать с Минобрнауки и всячески содействуют проведению мониторинга и его корректировке.
Российский союз ректоров (РСР) предлагает еще больше расширить критерии мониторинга, включить в него территориальный коэффициент, а также выделить в отдельную группу педагогические вузы. Кроме того, ректорское сообщество предложило учитывать такой фактор, как количество преподавателей с ученой степенью на 100 студентов, пишет РИА Новости. «Во-первых, этот критерий позволит выявить вузы, не обладающие достаточным кадровым потенциалом, а значит, не способные обеспечивать необходимое качество образования. А во-вторых, в динамике он покажет научную состоятельность преподавателей, ведь университетская практика сегодня – это прежде всего исследовательская работа преподавателей совместно с учащимися», – считает генсек РСР Ольга Каширина.
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что мониторинг эффективности вузов важен как минимум по двум причинам. «Во-первых, по его результатам отсекаются и реорганизуются вузы, показавшие неэффективность. Филиалы, не имеющие потенциала к реорганизации, закрываются. Таким образом из образовательного поля уходят те, кто обманывает потребителей и раздает липовые дипломы. Другие учреждения, показавшие низкий результат, присоединяются к более сильным, над их улучшением пытаются работать. Кроме того, мониторинг дает повод задуматься и известным вузам, вдруг оказавшимся в числе отстающих. Для них это повод проанализировать свою работу и обратить внимание на недостатки». Вторая причина, побуждающая университеты к развитию, – это то, что от результатов мониторинга напрямую зависят контрольные цифры приема. Они распределяются в зависимости от эффективности учебного заведения, поясняет Абанкина. «Вузы в большинстве своем не самостоятельны. Если заведения гуманитарной и социально-экономической направленности зависят от государства примерно на 40%, то технические вузы со всей дороговизной необходимого оборудования – на все 80%. И для них этот рейтинг является стимулом к улучшению работы», – рассуждает эксперт. Наконец, этот мониторинг влияет на выбор потребителей – как абитуриентов, так и работодателей, добавляет Абанкина.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин также считает мониторинг вузов неплохим начинанием. «Наши вузы по большей части выпускают не настоящих профессионалов, необходимых бизнесу и государству, а недоделанных «специалистов по общим вопросам». В этих условиях любая, даже не совершенная попытка мониторинга и ранжирования вузов по качеству и эффективности пойдет только на пользу», – уверен эксперт.