Отечественные автопроизводители столкнулись с новым спадом продаж. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Промышленный кризис заставил отечественные предприятия встать в очередь за государственной помощью. Вице-премьер Аркадий Дворкович вчера сообщил, что государство рассматривает разные варианты господдержки металлургов, оказавшихся на грани банкротства из-за долгов. Однако в шатком положении не только металлурги. Высокая долговая нагрузка также в деревообработке, производстве машин, оборудования, нефтепродуктов и т.д. Падают продажи у крупнейших отечественных автопроизводителей. По мнению экспертов, государству не избежать расходов на поддержку предприятий и целых секторов, на госгарантии и субсидии.
Государство рассматривает разные варианты помощи металлургам. При этом власти не хотели бы заниматься точечной поддержкой конкретных предприятий.
«Есть компании, которые находятся в более сложной финансовой, кредитной ситуации, которые должны еще найти общий язык с банками, чтобы пережить этот непростой для металлургической отрасли период. Государство рассматривает разные инструменты поддержки. Прежде всего мы, конечно, рассчитываем на общие инструменты, которые мы применяем. Например, меры стимулирования спроса готовой продукции. Индивидуальные решения постараемся не принимать», – цитирует вице-премьера Аркадия Дворковича Финмаркет.
Поводом для заявления Дворковича стали озвученные ранее жалобы металлургов на непосильную долговую нагрузку. Как пояснял председатель совета директоров и основной акционер «НЛМК» Владимир Лисин, «у нас образовалась группа аутсайдеров на металлургическом рынке, что типично не только для российского рынка».
По его словам, некоторым компаниям придется объявить себя банкротами. «Ничего особенного в поиске той или иной господдержки нет. Механизм банкротства в конечном счете придется использовать. У российского государства не хватит бюджетных денег, чтобы раздавать. Я думаю, в ближайшее время будет меняться поляна участников металлургического рынка в России», – говорил Лисин.
О господдержке отрасли металлурги просили премьера Дмитрия Медведева еще в конце прошлого года. Как тогда сообщала пресса, в правительстве к просьбам в принципе прислушались и начали проработку стимулирующих мер. Среди них – продление до 2015 года льготных правил предоставления госгарантий, выделение средств на консервацию заводов и т.д.
Экономисты тоже говорят о долговой нагрузке металлургических предприятий. Однако, как следует из данных Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в других отраслях долговое бремя еще выше.
По состоянию на октябрь 2013 года долговая нагрузка на металлургическое производство составляла 33%. Таково отношение долговых обязательств предприятий к активам. По сравнению с октябрем 2012-го нагрузка незначительно выросла – с 31%.
В то же время в деревообработке долговая нагрузка была 52%, в производстве транспортных средств и оборудования – 45%, производстве кокса и нефтепродуктов, текстильной промышленности – 41%. Причем если в деревообработке нагрузка по сравнению с 2012 годом постепенно снижалась, то в производстве нефтепродуктов она выросла сразу в полтора раза.
По данным ЦМАКПа, в 2013 году быстрый или умеренный рост выпуска продукции наблюдался в химической и текстильной промышленности, деревообработке, производстве стройматериалов, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий. В стагнации оказались добыча полезных ископаемых, пищевая промышленность, металлургия, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Спад был зафиксирован в целлюлозно-бумажной промышленности, производстве транспортных средств, машин и оборудования, включая электронику и оптику.
Замедление российской экономики и снижение спроса больно ударили по отечественному автопрому. В понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщила о новом спаде продаж автомобилей. Так, продажи АвтоВАЗа сократились в январе 2014 года по сравнению с январем 2013-го сразу на 21%. Спад, судя по всему, нарастает. Ведь по итогам 2013 года продажи АвтоВАЗа уже сократились на 15%, и этот спад был в два раза больше, чем в 2012 году. Еще сильнее в январе 2014-го упали продажи УАЗа (на 24%), автомобилей марки «Иж» – на 89%.
В целом автомобильный рынок в России, включая продажи иностранных марок, сократился в январе на 6% по сравнению с январем прошлого года.
Опрошенные эксперты не исключают, что государству в таких условиях действительно придется расширить и меры поддержки, и список отраслей, которым будет оказываться помощь.
«Думаю, государство пойдет на стимулирующие меры. Объем господдержки может быть внушительным – до 600–700 миллиардов рублей, – считает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. – Однако металлурги вряд ли смогут рассчитывать на львиную долю этой суммы. Максимальный объем поддержки металлургического сектора, по моим оценкам, может достигнуть 200 миллиардов рублей. На автопром может пойти до 120 миллиардов рублей». Основными же получателями помощи могут оказаться, по мнению эксперта, потребительский сектор и финансовая сфера.
«Если государство не пойдет ни на какие меры поддержки, то большинство отраслей скорее всего ожидают реструктуризация и спад активности. Не полномасштабный кризис, но стагнация или даже спад на 0,8% вполне возможны. По наиболее проблемным отраслям спад может составить до 10%», – говорит Нарек Авакян.
Директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов замечает, что положение даже внутри каждой отрасли неоднородно. «Поэтому господдержка будет производиться точечно, «по-пикалевски». Помощь будет оказываться прежде всего градообразующим предприятиям», – полагает он.
«У правительства достаточно ограниченные возможности использования бюджетных стимулов. В целом государство, конечно, не заинтересовано в банкротстве крупных компаний. Поэтому нужно, чтобы крупные должники сохраняли возможность рефинансироваться в банках. Эту возможность правительство может обеспечить за счет госгарантий», – поясняет управляющий портфелями акций Concern General Invest Владислав Метнев.
По оценкам эксперта, кризисной ситуации, которая приведет к масштабному банкротству компаний в отдельных отраслях, все же не будет. «Даже в случае банкротства отдельных компаний это затронет прежде всего кредиторов, которые будут вынуждены пойти на реструктуризацию долга. В любом случае, работоспособность самих предприятий будет сохранена», – говорит Метнев. Банки, по его словам, тоже не заинтересованы в банкротстве компаний.