В отличие от премиум-сегмента, у ресторанов фаст-фуда пока находятся посетители. Фото Reuters
Кампания против роскоши в Китае привела к тому, что рост доходов общепита в стране стал самым низким за последние более чем 20 лет. В России оборот общепита тоже замедляется и тоже во многом за счет дорогостоящего сегмента. Российское государство, хоть оно и не объявляло войну расточительству, все же отбило у людей аппетит к дорогим ресторанам, считают эксперты.
Китайцы стали больше питаться дома – по крайней мере рост доходов от общественного питания в 2013 году в этой стране стал рекордно низким. Об этом сообщает Китайская ассоциация работников общепита. В прошлом году объем доходов рестораторов составил более 2,5 трлн юаней (около 15 млрд долл.), говорится в докладе ассоциации. Это на 9% больше, чем 2012 году, но это самые низкие темпы роста за последние более чем 20 лет.
Судя по сообщению «Жэньминь Жибао», скорее всего причиной замедления стала кампания по борьбе с расточительством и роскошью, которая ведется в Китае. Именно она снижает потребление товаров класса люкс и провоцирует падение в секторе дорогостоящего питания.
В России также наблюдается снижение роста доходов общепита. По данным Росстата, в 2013 году оборот общественного питания составил в РФ 1,13 трлн руб. Он вырос на 4% к 2012 году. Но в самом 2012 году рост составлял 6,8%, а в 2011 году – 6,2%, так что замедление налицо.
Пожалуй, его главной причиной является торможение роста доходов граждан. Росстат сообщает, что реальные располагаемые доходы россиян в 2013 году увеличились лишь на 3,3% по отношению к 2012-му. Годом ранее рост доходов населения был выше – 4,6%.
Эксперты подтверждают, что резкое снижение расходов на питание вне дома – это один из первых шагов, на который идут россияне в случае снижения уровня доходов. «Как правило, снижение наиболее остро ощущают на себе бары и рестораны, рассчитанные на представителей среднего класса, во вторую очередь – предприятия быстрого питания. Премиум-сегмент переживает спады с наименьшими потерями, поскольку доля расходов на питание в семейном бюджете у его клиентов значительно ниже», – поясняет управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Между тем сама культура питания в кафе и ресторанах в России так и не сложилась, добавляет эксперт. В лучшем случае регулярно посещают точки общепита офисные работники, но их расходы не так уж и велики.
Высказались о проблемах общепита в стране и сами рестораторы. «Дорогостоящий сегмент пострадал очень сильно», – утверждает ресторатор Александр Соркин. По его словам, заведения, рассчитанные на средний класс, чувствуют себя еще неплохо по сравнению с премиум-сегментом. «Покупательная способность людей снижается, и государство во многом этому способствует. Постоянное давление на малый и средний бизнес не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Нестабильность обстановки сказывается на потребительских настроениях – мало кому захочется идти в дорогой ресторан. И это не говоря об увеличении себестоимости продуктов. Бизнес дорожает не то что с каждым годом, а с каждым месяцем, бизнес-среда становится все более враждебной для предпринимателей. И никакого оптимизма по поводу будущего я не испытываю», – рассказал Соркин.
Руководитель аналитического департамента компании Golden Hills-КапиталЪ АМ Наталья Самойлова подтверждает выводы Александра Соркина: «За прошлый год, по некоторым оценкам, посещаемость ресторанов снизилась на 10%, и такая тенденция может наблюдаться и в текущем году». По ее мнению, в первую очередь из сегментов общественного питания пострадают наиболее дорогостоящие сети ресторанов. А относительная стабильность будет у менее затратных и более экономичных сетей общепита. «Однако и здесь спад интереса обеспечен», – добавляет Самойлова.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов, напротив, считает, что на посещаемость ресторанов влияет не столько экономическая ситуация, сколько случайные факторы. «Трудно сказать, что кто-то серьезно пострадал. Доходы ресторанного бизнеса зачастую сильнее определяются такими, казалось бы, косвенными обстоятельствами, как запрет на курение в общественных местах или запрет на парковки в центре, – приводит пример Прасов. – Конечно, отмена шикарных корпоративов государственных организаций тоже значительно подорвала выручку ресторанов». По словам Прасова, есть индикаторы, показывающие, что премиум и средний сегменты сейчас страдают, но опытные предприниматели так или иначе пытаются справляться с этими проблемами.
Вице-Президент Subway Russia Service Compnay Геннадий Кочетков отметил, что тенденция сокращения общепита коснулась и фаст-фуда. «Несмотря на то, что на рынок продолжают выходить новые игроки, в том числе и крупные международные сети, в уже существующих наблюдается снижение общего чека в пределах 10%. Количество посетителей остается прежним, но в силу тех или иных причин, наблюдается небольшая экономия в общей стоимости заказа» - рассказал Кочетков.
Аудитория дорогих ресторанов, по мнению эксперта, не станет менять своих привычек. «Если вы привыкли посещать заведения высокого уровня, проводить там деловые встречи и получать определенный уровень сервиса, вы не пойдете в заведение среднего формата. Здесь можно наблюдать постоянство аудитории, вне зависимости от внешних факторов - уверен Кочетков. - Если говорить про средний сегмент, про кафе и кофейни, то сложившийся пул клиентов также останется верен именно этому уровню». Однако, добавил эксперт, посещать эти заведения они, очевидно, будут реже.