Алексей Миллер верит, что ветер перемен коснется газовой генерации. Фото Reuters
«Газпром» не оставляет попыток экспансии в Европу, хотя эти попытки далеко не всегда удачны. В конце прошлой недели Польша не поддержала газпромовский вариант развития проекта «Европа–Ямал-2», который помог бы экспортировать российский газ в Восточную Европу в обход Украины. Одновременно «Газпром» объявил о намерении купить две газовые электростанции во Франции. Газовая генерация в Европе приносит сегодня одни убытки. Поэтому нынешние владельцы электростанций заинтересованы в продаже.
Евросоюз (ЕС) продолжает антимонопольное расследование в отношении «Газпрома», начатое полтора года назад. Компанию подозревают в завышении цен и блокировке поставщиков-конкурентов. «Газпром» предоставил ЕС информацию по двум вопросам из трех, интересующих комиссию, – о запрете на реэкспорт газа и препятствовании конкурентам. А вот сведения о ценообразовании Еврокомиссия считает недостаточными, заявил глава антитрастового ведомства ЕС Хоакин Альмуния. Эксперты ведомства обращают внимание на большое расхождение в газпромовских ценах для разных стран. Вопросы вызывают высокие цены на газ в Центральной и Восточной Европе. Компании грозит штраф до 14,3 млрд долл., но «Газпром» надеется найти компромисс, хотя ранее его представители заявляли, что будут отстаивать свою ценовую практику перед ЕС.
Между тем газпромовцы пытаются изменить основные направления экспортных поставок, чтобы снизить транзитные риски. Один из проектов – увеличение транзита через Польшу и сокращение – через Украину. Однако правительство Польши предпочло бы прокладку второго трубопровода в рамках проекта «Ямал–Европа-2» вдоль существующего газопровода («Ямал–Европа» проходит по территории РФ, Белоруссии, Польши и Германии). Об этом заявил в пятницу польский вице-премьер, министр экономики Януш Пехочиньский. «Мы бы хотели, чтобы «Ямал-2» был, но в таком виде, как планировалось – чтобы была вторая параллельная нитка до Берлина или до Германии», – сказал он. Весной 2013 года «Газпром» предложил реализовать вторую очередь газопровода «Ямал–Европа», но проложить трубопровод не в Германию, а в Словакию, в обход Украины. Оператор газопровода EuRoPol Gaz договорился с российским концерном о подготовке технико-экономического обоснования, которое до сих пор не обнародовано.
Комментируя сообщения о намерениях «Газпрома» проложить новую ветку в Европу в рамках проекта «Северный поток», Пехочиньский в эфире Польского радио сказал: «Это очередные империалистические планы в газовой энергетике. Русские уговаривают Европу увеличить зависимость от поставок. Это понятно – они соблюдают свой интерес, а Польша соблюдает свой».
Компания-оператор «Северного потока» Nord Stream AG провела технико-экономический анализ, который подтвердил, что строительство одной или двух дополнительных ниток газопровода является экономически целесообразным. Об этом сообщили недавно представители «Газпрома». Но и здесь пока нет определенности – в еще одном не полностью загруженном газопроводе не будет смысла, а решение по предоставлению действующей части «Северного потока» – газопроводу OPAL – 100% мощностей будет принято Еврокомиссией только в марте.
Ясности с газопроводами пока нет, но «Газпром» не оставляет планов экспансии в Европу. Газовики объявили, что собираются участвовать в тендере на покупку двух газовых электростанций во Франции – Pont-sur-Sambre мощностью 420 МВт и Toul мощностью 422 МВт. Они принадлежат австрийской компании Verbund. В свое время обе электростанции стоили Verbund около 650 млн евро, но выручить за них она сможет гораздо меньше, ведь сейчас в Европе полным ходом идет кризис газовой генерации. Альтернативой газу стал дешевый уголь, которым США буквально завалили Европу после сланцевой революции.
Теперь операторы газовых электростанций вынуждены сворачивать проекты. Так, чешская CEZ в прошлом году объявила, что не будет запускать новую газовую ТЭС, чтобы не работать в убыток с первого дня. Об остановке газовых энергоблоков объявили британская SSE и немецкая E. On. В то же время RWE, самая крупная энергетическая компания Германии по установленной мощности угольных ТЭС, в 2012 году объявила об увеличении производства электроэнергии на них на 16%, сообщал латышский журнал Freecity.
В то же время «Газпром», который давно стремился к сотрудничеству с владельцами европейских активов, обсуждал сделки по электростанциям и с немецкими RWE и E. On, и с французской EDF, и с датской DONG. Но ни одной станции купить не удалось. В прошлом году концерн договорился о покупке электростанции 420 МВт в Бельгии у итальянской Enel за 227 млн евро, однако и эта сделка до сих пор не закрыта, пишет Reuters.
Аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров считает, что электростанции в Европе могут быть выгодны «Газпрому» в перспективе. «Газпром» пытается поддержать свой бизнес в Европе. Ситуация там сложная – газовая генерация стала невыгодной. Электростанции используются лишь частично – для покрытия пиковых нагрузок. Во Франции, например, в базовом режиме электричество поставляют атомные станции, – рассказывает Нестеров. – Купив электростанцию по сниженной цене, «Газпром» может продавать свои поставки, обеспечивая минимальный уровень прибыли электростанций. КПД у газовых электростанций высокий, а выбросы в окружающую среду ниже, чем у угольных. «Газпром» надеется, что лет через пять все встанет на свои места. Ведь у Европы нет четко прописанной энергетической политики, всегда могут появиться санкции за вредные выбросы, которые сделают уголь невыгодным». Глобально газ наиболее перспективен не по темпу, а по объему прироста, уверен эксперт. «Причины прежних неудач с покупкой электростанций не всегда лежат на поверхности. В Европе, конечно, бытует установка ограничивать «Газпром» по мере возможности. Но, возможно, компании просто могли не договориться о цене и продавцы ждут более лояльных покупателей. Продать проект, который стоит 650 млн евро, за 400 – это уже крайне убыточно. А «Газпром» может предложить и того меньше, ведь он покупает заведомо невыгодный бизнес и должен сопоставлять риски и понимать, сколько он в итоге сможет отбить», – рассуждает эксперт.